Культурно-историческая программа "Музей-школе" , проводимая в храмах Государственного музея-заповедника "Исаакиевский собор"

Культурно-образовательная программа «Музей — школе» в храмах музея-заповедника «Исаакиевский собор»   — результат тесного творческого сотрудничества музея, НИИ общего образования РГПУ ИМ. А.И. Герцена и ряда школ Санкт-Петербурга. Она направлена на приобщение школьников к ценностям культуры,  формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях.

Уникальность культурно-образовательной программы «Музей — школе» состоит в том, что ее появление является результатом тесного творческого сотрудничества музея, НИИ общего образования РГПУ ИМ. А.И. Герцена и ряда школ Санкт-Петербурга. Программа представляет собой совокупность музейно-педагогических мероприятий, направленных на приобщение школьников к ценностям культуры, сосредоточенных в храмах Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» с целью формирования у них расширенных знаний и представлений об отечественной культуре, ее традициях и достижениях.

Санкт-Петербург...Город, воспетый великими поэтами и писателями. Город строгих линий, великолепных дворцов, величественных соборов, прекрасных зданий, памятников.

Исаакиевский собор - вид сверху 15В создание этого удивительного города вложен труд многих поколений, гений величайших зодчих, смекалка народных умельцев. Удивительная гармония Петербурга — результат строго расчета, использования законов физики, механики, математики, химических свойств различных материалов и декоративных качеств гранита, мрамора, учета особенностей рельефа, климата....

Что мы знаем об этом? Довольно много. Хотя и не всегда задумываемся о том, что узнаем ещё в школе на уроках физики, химии, математики, изобразительного искусства, не всегда видим и понимаем, как необходимы в жизни эти знания.

Сотрудниками государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» совместно с российским государственным педагогическим университетом им.А.И.Герцена, НИИ образования разработаны методические пособия для школ, использование которых в обучении учащихся различным школьным предметам позволит подробнее познакомиться их с историей и архитектурой замечательных памятников, прежде всего, Исаакиевского собора, а также Смольного собора, Сампсоньевского и других, и показать, как при их строительстве были реализованы законы естественных, математических и гуманитарных наук. Исаакиевский собор в Санкт-Петербуре является мегаобъектом культуры, к рассмотрению которого учащиеся обращаются неоднократно на разных этапах школьного обучения и при изучении различных предметов.

Собор − чудо европейской техники XIX века, созданное талантом, исключительным мастерством и профессионализмом многих инженеров, мастеров и рабочих, памятник, который объединил в себе и новейшие для своей эпохи уникальные технические решения и исключительный талант многих художников разных специальностей. Он относится к тем мировым художественным жемчужинам, создание которых составляет славу государств и заслуженно является предметом гордости граждан.

История создания и украшения собора представляет собой многообразные тематические, технические, естественно-научные и художественные знания, материализованные в изумительной форме.

Разрабатывая различные формы включения знаний об Исаакиевском соборе в содержание школьного обучения химии, авторы обозначили следующие цели:

  1. создать нестандартные условия для применения знаний, формируемых в школьном обучении ряда предметов;
  2. познакомить учащихся с грандиозным памятником русской культуры;
  3. развить у учащихся умение наблюдать, анализировать, сопоставлять, использовать знания об Исаакиевском соборе как «отправную точку» для расширенного ознакомления учащихся с другими мегаобъектами культуры.

Учебно-методический комплект включает следующие учебно-методические пособия:

  • по математике (1-4 класс)
  • по математике (5-11 класс)
  • по физике (6-11 класс)
  • по химии (8-1 класс)
  • по работе с текстом
  • по ИЗО (5-7 класс)
  • по истории (5-9 класс)

В процессе освоения школьной программы учащиеся знакомятся с десятками имен выдающихся ученых и деятелей культуры, с сотнями объектов культуры. Как правило, большая часть знакомств не подвергаются в должной степени закреплению. Более того, формируемые знания «складываются» в личностный блок, но далеко не всегда в дальнейшем обучении создаются условия для их какого-либо использования.

Авторы рассчитывают, что материалы, включенные в комплект, помогут учителям сделать более интересным обучение учащихся своему предмету, у учащихся вызовут интерес к изучаемому в школе материалу, расширят кругозор, помогут глубже узнать и полюбить такой замечательный город — Санкт-Петербург.

Рабочую группу составили преподаватели математики, изобразительного искусства, физики, химии, а также других школьных дисциплин. Разработчики поставили следующие обучающие и развивающие задачи:

  • развивать у школьников умение обращаться с внепрограммными информационными массивами;
  • способствовать расширению культурологической составляющей в образовательном процессе и обогащению культурного поля школьника;
  • создать условия для развития у школьников творческой памяти, внимания, наблюдательности;
  • развивать основные логические операции: синтез, анализ, систематизацию и т.п.;
  • формировать у учащихся способность переноса освоенных ранее умственных операций в изучение новых материалов.
Воспитательные задачи:
  • развивать у школьников чувство патриотизма и ответственности за родной город, страну, культурное наследие;
  • способствовать воспитанию у школьников научного и познавательного интереса к историческому прошлому.

В процессе выполнения заданий учащиеся практикуются в использовании новых приемов работы с информацией, осваивают метаметодические способы переноса ранее освоенных учебных действий на другое содержание, осознают взаимосвязь различных предметных областей и общность гуманитарных и точных наук. Представленные задания удовлетворяют потребность в системном, интегративном подходе к изучению экскурсионного материала. Актуальность и своевременность таких заданий подтверждается педагогами и школьниками, которые принимали участие в разных турах олимпиады «Мир науки и искусства — детям».

Для решения задач достаточно владение учащимися обязательным минимумом знаний по разным предметам. Но как показала апробация разработанных задач, учащимся оказалось не так просто использовать полученные знания на неучебном содержании, а тем более из разных предметных областей при выполнении одного задания.

В сборнике межпредметных заданий описана возможная форма организации деятельности учащихся — командная межпредметная олимпиада, представлен ее сценарий, разработанный авторами и апробированный с учащимися 8-11 классов.

Пример задания первого тура.

Исаакиевский собор - купол5Отвечая на вопрос, учащимся предлагают подумать, с каким учебным предметом он связан.

  1. Площадь интерьера Исаакиевского собора более 4000 кв.м, что составляет приблизительно 154% площади главного купола Исаакиевского собора.

а) Форму какой геометрической фигуры имеет внутренняя часть купола?
б) Какова сила давления воздуха на внутреннюю часть купола, если атмосферное давление составляет 760 мм рт.ст (ответ выразить в системе СИ)
в) Почему с точки зрения физики он не разрушился под действием такой силы?

Задание 2.

Зимой после сильных морозов во время оттепели на гранитных колоннах Исаакиевского собора выступает снежно-ледяной налет.

а) Объясните это явление.

б) Кто из русских известных поэтесс в своем стихотворении обратил внимание на эту особенность:

«Вновь Исаакий в облачении
Из литого серебра»?

Какую изобразительно-художественную форму она использовала?

Учебно-методическое пособие по математике включает задания и задачи. Задачи, в основном, носят вычислительный характер и связаны с определенной темой. Задания преимущественно не требуют вычислений, они носят скорее качественный характер, направлены на развитие у учащихся логических операций, пространственного мышления и опираются на знания не только из области математики.

Сам материал пособия содержит сведения не только о музеях комплекса, но и о других памятниках культуры, которые позволяют выявить сходство или различия в них, и «работают» на операцию общения. Особенностью задач и заданий является их интегративный характер, в первую очередь, интеграция между математикой и мировой художественной культурой, а также историей, физикой. Фактически в любой теме встречаются задачи и задания, решение которых требует логических рассуждений, которые, в свою очередь, опираются на знания исторического и культурного характера. С другой стороны, некоторые знания исторического характера могут быть получены в результате решения математических задач.

Пример задачи по теме «Вычисления» для 5 -11 классов

Задание. Известно, что для фундамента четвертого Исаакиевского собора было вбито дополнительно к имеющимся 13238 ещё 10762 деревянных свай длиной по 6,5 метров каждая. Если бы на Земле росло такое дерево, которое можно было бы распилить на эти сваи, чему была бы равна его высота? Есть ли на Земле объект (горная вершина, башня, река), который был бы близок к такому дереву по протяженности (длине)?

По предмету математика для учащихся проводятся уроки-экскурсии, такие, как «Геометрия в соборе», для учащихся 6 классов «Отношения и пропорции в Исаакиевском соборе». Даются темы творческих работ и заданий.

В пособии по химии включены возможности использования материала об Исаакиевском соборе на уроках и во внеклассной работе в 8-9 классах, а также пример тематической экскурсии, которую может провести учитель химии на базе музея-памятника Исаакиевский собор. На уроках и во внеклассной работе по химии рассматриваются такие химические объекты: 1. неметаллы, металлы и сплавы металлов 2. соли 3. природные и искусственные соединения кальция (известь, гипс и искусственный мрамор, бетон и цемент, известняк и мрамор) 4. поделочный камень (лазурит, малахит, гранит шокшинский порфир, черный сланец и др.) 5. стекло (цветное стекло, смальта, витражное искусство) 6. техники (позолота, гальванопластика, русская мозаика). В пособии собрано большое количество дополнительного материала, содержащего информацию об истории создания и уникальных технических решениях, использованных при строительстве Исаакиевского собора, его коллекциях скульптуры и мозаики, цветного и облицовочного камня.

В учебно-методический комплект входят пособия по русскому языку и развитию речи для 7-9 классов и по английскому языку для 9-11 классов.

Важнейшей целью образования в современном мире признается развитие ученика как субъекта культуры, как субъекта познавательной деятельности. В Государственном стандарте общего образования было отмечено необходимость овладения общеучебными (интеллектуально-речевыми) умениями как элементами культуры. Задания в пособии по русскому языку и развитию речи нацелены на освоение учащимися способов интеллектуально-речевых действий с научным текстом. Формирование интеллектульно-речевых умений начинается на уроках русского языка, и очень важно, что учащиеся применяли эти умения и на других уроках при освоении иного предметного материала.

В пособии представлены пять тем: «Научный текст», «Специальные слова — термины», «Как легче освоить научный текст», «Приемы переработки научного текста», «Цитаты в научном тексте». В процессе освоения тем учащиеся знакомятся с рациональными приемами восприятия, анализа и переработки учебно-научного и научно-познавательного текста, учатся строить текст научного стиля. В качестве дидактического материала используются научно-популярные тексты, содержащие сведения об истории, архитектуре, декоративном убранстве памятников, входящих в музей-памятник «Исаакиевский собор», а также и других достопримечательностей Санкт-Петербурга. Чтение и анализ представленных в пособии текстов позволяют решать двуединую задачу: расширять культурный кругозор, воспитывать интерес к культурному наследию, истории родного города и формировать познавательный опыт учащихся.

В пособии по английскому языку содержательный материал текстов и упражнений соотносится с программой по иностранному языку для общеобразовательных средних школ и соответствует учебным темам: «История моей Родины», «Выдающиеся личности», «Характер и достижения», «Путешествие по великим городам», «Экскурсия по Санкт-Петербургу».

Статья подготовлена на основе учебно-методических пособий, разработанных коллективами авторов, и выпущенных РГПУ им.Герцена, НИИ общего образования и ГМП "Исаакиевский собор"