Организация палаточного семейного интегрированного лагеря (М.В.Яремчук)

М.В.Яремчук,
педагог-психолог, кандидат психологических наук,
Региональная благотворительная общественная организация
«Центр лечебной педагогики»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАЛАТОЧНОГО СЕМЕЙНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЛАГЕРЯ

«Центр лечебной педагогики» (ЦЛП) основан с целью помощи детям с особенностями развития и их семьям 20 лет назад. Основными направлениями деятельности Центра являются:

  • психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих ребенка с особенностями развития;
  • помощь в интеграции в общество;
  • поиск решения встающих в связи с этим правовых вопросов.

Важным направлением помощи семьям с детьми с особенностями развития является организация совместных выездов в летний палаточный лагерь, что осуществляется сотрудниками ЦЛП на протяжении уже более 10 лет.

В последние восемь лет летние интеграционные лагеря проводятся в одном и том же месте – недалеко от города Валдай. Смена длится 10-14 дней. Как правило, в лагерь выезжают семьи с детьми, имеющими особенности развития и специалисты со своими детьми. Общее количество человек достигает 70-100, при этом в смене бывает около 11-15 детей с особенностями развития. Специалисты и семьи детей, занимающихся в ЦЛП, живут в палатках, совместно готовят еду и убирают территорию лагеря, ходят на прогулки и в мини-походы.

Основными целями организации лагеря являются:

  • развитие контакта педагогов с родителями ребёнка, имеющего особенности развития. Уже у истоков создания Центра стояли не только специалисты, но и родители детей, имеющих особенности развития.

Полноценная помощь ребёнку с особенностями развития возможна при работе не только с самим ребёнком, но со всей семьей. Поэтому организация такого сотрудничества родителей и специалистов является очень важным направлением работы. Как известно, совместная деятельность – один из основных путей налаживания взаимоотношений. Летний лагерь создаёт множество возможностей для взаимодействия специалистов и родителей: совместные дежурства, подготовка вечерних спектаклей, организация мероприятий, работа, направленная на благоустройство лагеря (покос, ремонт и т.п.), просто вечерние «посиделки» у костра с гитарой. В результате складываются и углубляются отношения между специалистами и родителями, снимаются барьеры в общении, вызванные настороженностью перед незнакомым человеком, возрастают доверие и взаимопонимание.

  • объединение родителей, формирование родительских инициатив.

Родители получают уникальную возможность общаться в неформальной обстановке с другими родителями, столкнувшимися с теми же сложностями. Лагерь позволяет родителям увидеть других детей, попытаться вступить с ними во взаимодействие, помочь им и их родителям. В результате родители могут объединиться в инициативные группы, созданные для помощи не только их ребёнку, но многим детям, увидеть необходимость согласования своих требований и желаний с требованиями и желаниями других семей.  

  • создание интегративной среды для детей и родителей.

Помимо детей с особенностями развития в лагерь приезжает много детей без выраженных сложностей: дети специалистов, братья и сёстры детей, посещающих Центр. В результате создается, действительно, интегративная среда. При этом важно понимать, что от специалистов требуется учёт различных интересов детей при организации общих игр, кружков, мероприятий. Чтобы каждому ребёнку было интересно, и он мог проявить себя в предлагаемой деятельности.

  • создание развивающей среды, придание импульса развитию детей за счет изменения привычной обстановки.

Многие дети, занимающиеся в Центре, имеют особенности эмоционально-волевого развития. Часть из них склонны придерживаться привычного порядка вещей, стереотипно следовать ему. Приезд в лагерь, связанный с многочисленными переменами в жизни, служит своего рода толчком к дальнейшему развитию. Условия жизни кардинально меняются, требуется как-то адаптироваться к ним, в результате ребёнок может сделать шаг в своем развитии, к которому уже был внутренне готов, но не испытывал необходимости прибегать в привычных домашних условиях. 

  • развитие самостоятельности детей.

В лагере детям предлагается принимать участие в дежурстве по кухне, помощи по уборке территории, длительных прогулках. Все это предъявляет новые требования к их самостоятельности и поощряет собственные активные действия детей. 

  • создание условий для передачи опыта психолого-педагогических занятий в семью.

Нередко в силу имеющихся особенностей развития и сложившихся семейных взаимоотношений дети, занимающиеся в Центре, испытывают сложности при переносе полученного на занятии навыка домашние условия. Лагерь позволяет сделать это – создать промежуточный этап, шаг между занятиями и домашней обстановкой (так как в лагере присутствуют и специалисты, и родители).

Часто в Центре мы лишены возможности наблюдать за поведением родителя и ребенка друг по отношению к другу в ежедневных бытовых моментах (еда, отход ко сну, прогулка). Лагерь предоставляет такую возможность. Соответственно, у специалистов расширяются возможности понимания ребёнка, имеющихся сложностей его поведения, путей решения этих сложностей. В дальнейшем результаты наблюдений можно обсудить с родителями, чтобы сформулировать цели дальнейшей психолого-педагогической работы и направления их достижения, согласовать усилия специалистов и родителей. Нередко бывают и такие ситуации, что наблюдение за взаимодействием родителя и ребёнка позволяет специалистам по-новому взглянуть на ребенка, увидеть его возможности в более реалистичной манере. 

  • решение конкретных проблем ребенка.

Обстановка в лагере, необходимость отказаться от визитов в магазины, телевизионных приборов, привычных маршрутов позволяет создать условия для решения конкретных поведенческих проблем у детей. Лагерь часто способствует расширению рациона, формированию новых интересов, освоению новых видов деятельности. Многие городские дети впервые получают возможность погулять в лесу, понаблюдать за насекомыми, собрать букет.

Организация выезда – процесс ответственный. Он проходит в несколько этапов:

1) Принятие решения о проведении смены. Обычно еще в начале зимы составляется список смен с примерными датами поездки. У каждой смены уже на этом этапе появляется руководитель, который будет отвечать за подбор детей в смену, формирование команды специалистов. Как правило, это руководитель одной из групп ЦЛП. Соответственно «костяком» смены выступают дети и специалисты этой группы.

2) Определение целей и задач смены. В зависимости от состава детей формируются цели и задачи смены. Это может быть смена, направленная на решение конкретной коррекционно-развивающей задачи (например, двигательная смена, где большое внимание будет уделено занятиям по развитию движений у детей). Может быть смена, направленная на сплочение родительской группы, или смена, основной целью которой является развитие общения детей со сверстниками. Любая смена ставит перед собой задачу интеграции, поэтому организации взаимодействия детей с особенностями развития и детей без ярко выраженных сложностей уделяется большое внимание.

3) Создание команды специалистов. Руководитель смены приглашает в команду специалистов, выезжающих в лагерь: педагогов, психологов, врачей, других сотрудников ЦЛП. Количество специалистов должно примерно соответствовать количеству семей, имеющих ребёнка с особенностями развития. Чтобы у каждой семьи был специалист, который наблюдал бы за ребенком, беседовал с родителями, мог помочь при возникновении сложностей. Очень важно, чтобы у семьи, выезжающей в лагерь, был контакт хотя бы с одним специалистом Центра и чтобы родители ему доверяли, могли обратиться, если у них возникнет в этом необходимость. Наличие такого специалиста позволит и ребёнку, имеющему особенности развития, легче вписаться в новую обстановку, адаптироваться к ней, иначе ребенок и семья могут страдать на протяжении всей смены.

4) Подбор семей в лагерь. Как уже отмечалось, необходимо, чтобы семья (родители и ребенок) были знакомы хотя бы с одним специалистом на смене. Важно понимать, зачем нужна поездка в лагерь именно этому ребёнку, именно этой семье. Некоторые семьи выезжают в лагерь ЦЛП на протяжении уже нескольких лет подряд. Они сами становятся своего рода «специалистами по лагерю» и могут помочь другим семьям адаптироваться в новой, непривычной обстановке.

5) Обсуждение порядка жизни в лагере на педсовете. После определения состава специалистов, выезжающих в лагерь, проводится педсовет, на котором намечается распорядок жизни в лагере, основные события смены (экскурсии, походы, направления прогулок, праздники), формулируются основные правила поведения. Часть решений на педсовете принимаются как однозначные, часть вопросов выносится на последующее обсуждение с родителями.

6) Проведение родительского собрания. Перед выездом в лагерь обязательно провести родительское собрание. Крайне желательно, чтобы на нем присутствовали все родители смены. На собрании обсуждаются организационные вопросы, в какие моменты дня родители отвечают за ребёнка, в какие – специалисты.

7) Организация отъезда в лагерь и приезда из лагеря. Требуется заранее определить, кто и как планирует добираться до лагеря и уезжать из него, кому нужно оборудование (палатки, спальники и т.п.), какие расходные материалы (канцтовары, хозяйственные принадлежности) и продукты лучше купить в Москве, какие можно будет приобрести на месте, кто и как будет доставлять имущество смены из Москвы и т.п.

По нашему опыту, для удачного проведения лагеря необходимо несколько условий: 1) знать семью; 2) знать ребенка; 3) понимать, зачем этот ребёнок/семья едет в лагерь; 4) заблаговременно обсудить правила и распорядок жизни в лагере; 5) четко распределить обязанности между педагогами; 6) пригласить врача; 7) проводить регулярные педсоветы; 8) обсуждение происходящих событий с родителями. Тогда смена пройдет успешно, поставленные задачи получат своё разрешение, а у семей, занимающихся в ЦЛП,  останется ощущение приятно и с пользой проведённого времени.