Главная / Опыт работы с детьми / Экстремальный туризм на собачьих упряжках(Е.В.Поцелуева)

Экстремальный туризм на собачьих упряжках(Е.В.Поцелуева)

Е.В.Поцелуева

 

pozeluevaavtor.jpgПредистория проекта

 

В некоторых отдалённых уголках земли еще остались уникальные сообщества примитивных собак – собак, живущих примерно так, как жили их предки в те далекие времена, когда семьи первобытных людей только объединялись со стаями первобытных собак для выполнения определёенной работы, результаты которой делились с определённой выгодой для обеих сторон.

Примерно так живут ездовые собаки Чукотки. Конечно они уже не бродят свободно, как тысячелетия назад. Каждая собака имеет своего хозяина. Но все собаки упряжки, часто состоящие в более или менее близком родстве, являются стаей, живущей по своим законам и строгой иерархии. Управлять собаками может только тот, кто умеет «говорить» на определённом языке, кто знает незыблемый порядок создания и управления упряжкой. Щенков учат этому языку матери и вожаки, а люди передают знания из поколения в поколение. К чужому человеку, не знающему «ритуальных приветствий», они могут отнестись и безразлично, уворачиваясь от протянутой погладить руки, и достаточно агрессивно.

Поэтому когда летом 2007 года я начала проект с ездовыми собаками, самым главным было именно то, как воспримут чукотские псы подростков 13-17 лет.

Конечно, об агрессивности и речи быть не могло – ведь собаки, участвующие в программе, успели за свою жизнь  поработать и в детской спортивной школе, и объехать пол-Лапландии в рейдах с европейскими туристами, и сняться в кино. Но в первом случае дети проходили специальный курс по получению навыков работы с упряжкой, а во втором собаки явно считали человека просто грузом на нарте и на контакт не шли. В кино же упряжки управлялись замаскированным хозяином, не считаясь даже с признанными звездами, такими как Владимир Машков.

А летний проект был рассчитан на то, что каждый ребёнок получит свою собаку, с которой будет делить все тяготы путешествия. Собака будет нести вьюк, её проводник заботиться о ней, а это, наверно, не слишком возможно, если четвероногий «напарник» игнорирует партнёра.

Но произошла совершенно неожиданная вещь – подростки были приняты в стаю «на правах Маугли». Тон был задан вожаком, но каким образом собака смогла понять, например, что 17-ти летние мальчики, часто превосходящие по размерам среднего взрослого, на самом деле еще дети? Решение вожака – закон для стаи, и вот все, включая шестимесячных щенков, принялись жалеть и воспитывать «человеческих недопесков». И если с первым проблем не возникало, то второе выглядело очень комично. Но зато и обид на человеческую некомпетентность не было − чего возьмёшь со щенка, ведь не играет роли − на четырёх лапах он или на двух. Но у детства есть свои границы, в данном случае они проходили где-то на уровне 20 лет, а сопровождающие педагоги за детей уже не считались.

 

pozelueva1.jpgРабота с подростками групп социального риска

 

 Основной психологической задачей проекта является развитие в подростках  способности к формированию в рабочие группы детей с различными наклонностями. В возрасте 13-17 лет подростки склонны к образованию групп, отличающихся общей линией поведения. Группы с иным «стилем» зачастую воспринимаются крайне негативно. Навязывая посторонним свой образ жизни, подростки могут быть очень агрессивными. Но, между тем, внешняя агрессия часто скрывает неуверенность в собственной ценности как человека, в том числе «человека в обществе». Программа построена так, чтобы продемонстрировать подростку, что в экстремальной ситуации лучше действует группа, составленная из людей с различными психологическими и личностными характеристиками. Именно такая группа способна как к быстрой и всесторонней оценке происходящего, так и к выполнению рутинной работы, которая распределяется в зависимости от способностей и предпочтений человека. Понятие этих принципов подростком ведёт к пониманию того, что он должен принимать своих товарищей такими, какие они есть, ведь при выходе из команды одного из них кому-то надо брать на себя некомфортные для него обязанности. Из этого же следует понятие, что и он сам со своими индивидуальными способностями тоже является незаменимым членом группы. Далее подростки получают представление о разнице между возможными группами − «друзья», «соседи»,  «товарищи по работе», «единомышленники» и др. На занятиях по распределению обязанностей и разборах походов детям рассказывают (возможно путём «самостоятельных» выводов) о том, какие качества отличают и объединяют  людей из различных групп. Ставится акцент на том, что даже если люди не согласны друг с другом, это может быть либо совершенно не важно для той общей цели, которую они выполняют, либо возможно принятие совместного решения о разработке нескольких вариантов для реализации общей цели и т.п.

Важную роль в групповом тренинге выполняют ездовые собаки. Окружённые ореолом романтической славы, они представляют собой не просто стаю, а своеобразное сообщество, на котором, с одной стороны, удобно объяснять ролевое распределение индивидуумов в обществе. С другой стороны, сообщество это достаточно закрыто  от внешних воздействий.  Невозможно добиться подчинения упряжки силовыми методами, и подростки вынуждены учиться находить «ключ» к постороннему и сначала непонятному для них сообществу. Это и становится толчком к пониманию построения взаимоотношений с окружающим миром.

В экстремальных условиях подростки получают представление о «приоритетной» цели, учатся ставить перед собой задачи, распределяя их по времени и степени важности; получают навыки контроля за состоянием своего тела; учатся чувствовать опасную степень дискомфорта  от мокрой одежды, нехватки еды или несвоевременной усталости, от курения во время движения. В перспективе это должно развить в них способность к самоконтролю и самоопределению  в отношение тех негативных привычек, с которыми сталкиваются подростки в мегаполисе − курению, алкоголю, наркотикам и др.

 

pozevuevazima.jpgСодержание программ профильных лагерей

 

В лагерях для неподготовленных детей и подростков от 10 лет с количеством  дней от 7 до 21 программа включает в себя: прохождение на базовом лагере теоретических и практических занятий по экологическому туризму – езда на собачьей упряжке как основная составляющая программы, скалолазание, психологические занятия по сплочению команды на веревочных курсах высшей категории сложности, маршрутные выходы – многодневные походы или серии однодневных выходов.

Программа лагерей поддерживает основные цели и задачи проекта. В условиях выездного лагеря становится возможным консолидировать внимание подростков на поставленных задачах по обучению и социализации. Возможность длительного отрыва от негативной социальной среды во время многодневных походов делает программу особенно полезной для детей различных групп риска. Возложенная на подростков в этот момент ответственность за их «напарников по трудностям» − собак − даёт им возможность раскрыть свои лучшие душевные качества. Кроме специальных навыков подростки получают и бытовые знания, которые нужны им в повседневной жизни: учатся готовить, следить за своей одеждой и др. Лагеря проводятся в Карелии на благоустроенной базе. База располагает скалдромом, оборудованием для проведения веревочных курсов высшей сложности, большим чумом − для  занятий и ночёвок. Есть возможность разнообразной организации ночёвок – палатки, чум, дом и питания – приготовление на костре, в кухне базы.

Годовая программа построена так, чтобы позволить каждому из занимающихся подростков раскрыть свои психологические и физические качества, развить и укрепить их. Кроме того, дети получают бытовые навыки по приготовлению пищи, чего, к сожалению, часто лишены в домашних условиях, когда из-за занятости родителей полноценное питание подменяется полуфабрикатами. Подростки учатся планировать свой день, самостоятельно следить за одеждой и личными вещами, получают навыки социализации в различных видах коллектива – учебная группа, подростковый лагерь, сплочённая команда в экспедиционных условиях, приобретают знания по профессии – специалист туризма на собачьих упряжках международного уровня и принимают участие во всероссийских соревнованиях, что в итоге способствует повышению уровня их самооценки.

Теоретические знания, основанные на изучении опыта северных экспедиций,  прививают чувство гордости за свою родину. Общение с ездовыми собаками – по природе своей не способными к проявлению агрессии к человеку, раскрывает лучшие душевные качества детей и учит проявлять заботу в отношение тех, кто в ней нуждается. Такой разносторонний подход формирует  гармоничную, всесторонне развитую личность, адекватно воспринимающую окружающий мир и не забывающую о природной составляющей нашей планеты.

Не следует забывать о том, что в России ещё сохранились остатки глубоко научной и фундаментальной школы Арктического ездового собаководства. Сохранение знаний предыдущих поколений исследователей севера и уникального генофонда ездовых собак Севера России и использование их для воспитания молодого поколения, которое принесёт славу своему Отечеству – задача именно сегодняшнего дня.