Главная / Опыт работы с детьми / Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы (Телешовская СОШ, Беларусь)

Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы (Телешовская СОШ, Беларусь)

Отдел образования Гомельского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Телешевская средняя общеобразовательная школа»
(Беларусь)
«Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»
(из опыта работы педагогического коллектива школы)

2010

Современные подходы в воспитании подрастающего поколения основаны на воспитании гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества. Иными словами, задача педагогов заключается в том, чтобы создать наиболее результативную систему патриотического воспитания со школьниками, определить направления и методы, которые помогут сформировать у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, сформировать гражданскую позицию и патриотизм.

Гражданское воспитание представляет единый комплекс, и именно ему уделяется в нашей школе особое внимание. В данный комплекс включаются правовое, нравственное, патриотическое и другие виды воспитания, которые реализуются во время проведения уроков, во внеклассной и внешкольной работе. В работе «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы» раскрываются пути формирования социально-активной личности, показывается организация патриотического воспитания на уроках, внеклассных, внешкольных мероприятиях, формы и методы включения школьников в гражданско-патриотическую деятельность. Работу по патриотическому и гражданскому воспитанию подтверждает наличие мероприятий и богатый иллюстративный материал.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Н.Ф.Еремина.

Государственная политика в области воспитания определена Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко: «Воспитать гражданина – патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости, способного творить и созидать во имя Отечества». Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений системы образования в Республике Беларусь.

Основная задача воспитания личности в современных социокультурных условиях – формирование у подрастающего поколения чувства принадлежности и сопричастности к белорусскому государству и обществу, формирование гражданской позиции и патриотизма. Достижение задач гражданского и патриотического воспитания должно осуществляться через взаимодействие учреждений образования, семьи и социума, что позволит сформировать устойчивые представления о мире, обществе, государстве, основных правах и обязанностях детей и учащихся, их социальных связях и отношениях. Гражданское воспитание представляет собой единый комплекс, включающий правовое, нравственное, патриотическое и другие виды воспитания, который реализуется посредством соответствующей организации учебного процесса, проведения внеклассной и внешкольной работы, а также демократического уклада школьной жизни. Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.

Условиями успешного воспитания гражданственности и патриотизма учащихся в учреждениях образования являются:

  • осознание ими сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
  • воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну), органам государственной власти страны;
  • формирование у учащихся морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитникам Отечества, воинам;
  • воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
  • пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
  • формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
  • педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;
  • развитие социально значимой деятельности учащихся.

В обобщении педагогического опыта «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы» опирались на литературу, которая представлена различными источниками. Одно из важнейших условий организации гражданского и патриотического воспитания детей и учащейся молодежи – наличие нормативно-правового обеспечения, основу которого составляют: Конституция Республики Беларусь, законы «Об образовании», «О правах ребенка»; президентские программы «Молодежь Беларуси», «Молодые таланты Беларуси», «Дети Беларуси»; Государственная программа развития общего среднего образования на 2007-2016г.г., Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006-2010 г.г., Критерии и показатели качества воспитания в учреждениях образования, Методические рекомендации по организации и проведению информационных часов, Концептуальные основы идейно-воспитательной работы с детьми.

В частности, в новую Концепцию непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь включен раздел «Идеологическое обеспечение воспитания», значительно расширен раздел «Воспитание гражданской культуры личности». Оказывали весомую помощь методические журналы «Адукацыя і выхаванне», «Пазашкольнае выхаванне», предметный журнал «Гісторыя. Праблемы выкладання». Важную помощь оказало приложение к «Настауніцкай газеце» «Шосты дзень», где большое внимание уделяется вопросам воспитания гражданственности и патриотизма.

Ключевую роль в написании данного проекта оказала книга В.И.Чуешова и И.И.Таракана «Основы идеологии белорусского государства», в которой раскрыт генезис и природа идеологии вообще, а также белорусского государства, её функции, тенденции глобализации и антиглобализации идеологического процесса в современном мире.  Вопросы инновационной деятельности коллективов сельских школ рассмотрены в пособии для педагогов В.А.Листратенко «Формирование творческого педагогического коллектива сельских школ». 7 - З чаго пачаць? Пачну з Радзімы, Так абавязаны пачаць. - Але ў яе ты не адзіны, Навошта пра любоў крычаць? Няхай, няхай я паўтаруся У любові тысячу разоў, За тое шчыра ей клянуся, Без фальшу, без падробных слоў. Анатоль Сыс.

Школьный музей как центр воспитания гражданственности и патриотизма

В настоящее время особую актуальность приобретает выработка эффективных средств, форм и методов воспитательной работы, направленных на развитие гражданских качеств детей и учащейся молодежи: чувства долга, любви к Родине, уважение законов и норм общественной жизни.

Научно-методическая литература и педагогический опыт, представленные на Х Республиканской выставке «Воспитание гражданственности и патриотизма у детей и учащейся молодежи» (2007), свидетельствуют, что в Республике Беларусь сложилась система многоуровневого внедрения современных воспитательных методов. Основное внимание было уделено обеспечению  воспитания непрерывности гражданского и патриотического воспитания в системе образования. На современном этапе в системе образования осуществляется поиск новых подходов к созданию благоприятных условий для социализации детей и учащейся молодежи, воспитания гражданских и патриотических чувств.

Система гражданских знаний учащихся основана на сведениях о стране, ее столице и других городах, государственных символах, о достопримечательностях родного города, об истории Республики Беларусь (памятники; улицы, названные именами героев; награды города, жизнь белорусского народа в разные исторические периоды и др.; особенности труда, культуры, традиции белорусов; природа, животный и растительный мир родного края, значение природы в жизни людей, природоохранной деятельности человека и др. Еще одним важным условием эффективной реализации процесса гражданского и патриотического воспитания личности является учет психологических особенностей, социально-психологических новообразований учащихся разных возрастных периодов.

Примером комплексного научно-методического обеспечения процесса гражданского и патриотического воспитания можно назвать начальное звено общеобразовательной школы. Так, у учащихся младшего школьного возраста могут быть сформированы представления о гражданственности, определенная система обобщенных знаний об общественной жизни, которые являются основой их сознательного отношения к окружающему миру, предпосылкой гражданского и патриотического воспитания. Знакомство детей этого возраста с общественной жизнью, выдающимися гражданами способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к окружающей жизни.

Социальные мотивы деятельности – основа формирования гражданско-патриотических качеств личности младших школьников. Организация целенаправленного процесса гражданского и патриотического воспитания младших школьников предполагает формирование ценностного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, школе, городу селу; воспитание чувства любви к Родине, гордости за свою страну; приобщение детей к культурному наследию своего народа; привитие уважительного отношения к родной земле, человеку-труженику, защитникам Отечества, национальным традициям.

Учителя начальных классов используют следующие формы гражданского и патриотического воспитания младших школьников: выставки творческих работ учащихся и тематические выставки, конкурсы чтецов, краеведов, игры-путешествия, инсценировки, трудовые акции, собеседования, экскурсии, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, заседания клубов, торжественное празднование таких государственных праздников, как День Победы, День Независимости Республики Беларусь, День защитника Отечества, День Конституции Республики Беларусь.

С целью совершенствования работы по гражданскому и патриотическому воспитанию младших школьников Министерством образования Республики Беларусь рекомендовано введение курса «Мое Отечество» для учащихся 1-4 классов. Программа занятий по курсу «Моё Отечество» направлена на целостное развитие личности ребенка и предполагает становление его отношения к Родине, к обществу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе. Программный материал сгруппирован в четыре раздела: «Республика Беларусь»; «Минск – столица Беларуси», «Семья – основа государства», «Мы граждане Республики Беларусь».

В Концепции и программе гражданского воспитания младших школьников в Республике Беларусь определены цели и задачи, подходы, принципы, пути, формы и методы организации гражданского воспитания младших школьников. В книге «На парозе грамадзянскага сталення: методыка арганізацыыі грамадзянскага выхавання вучняў пачатковых класаў» ( авторы: В.В.Буткевич, Н.Г. Ванина, О.В. Толкачева) раскрыты цели, задачи и содержание гражданского воспитания младших школьников, представлены методические материалы для проведения занятий по курсу «Мое Отечество». При организации и проведении занятий по гражданскому воспитанию младших школьников учителям рекомендуется использовать книгу «Беларусь – наша Радзіма» – подарок Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко первокласснику, в которой представлены красочные иллюстрации для изучения разных тем. Также помощь учителю окажет хрестоматия «Мая Айчына» (составители В.В.Буткевич, Н.Г.Ванина, О.В.Толкачева), в которой содержатся стихотворения, отрывки из произведений русских и белорусских писателей, легенды и предания. Материал в хрестоматии расположен по нескольким тематическим блокам, что дает учителю возможность ориентироваться и отбирать произведения в соответствии с темами курса «Моё Отечество».

При подготовке к педагогическим советам и методическим объединениям учителей начальных классов по проблеме гражданского и патриотического воспитания младших школьников можно рекомендовать использование монографии О.В.Толкачевой (под редакцией В.В.Буткевича) «Теоретико-методические основы гражданского воспитания младших школьников». В книге раскрываются такие аспекты проблемы, как генезис идей гражданского воспитания личности в историко-педагогическом наследии России и Беларуси, формирование гражданственности младших школьников как интегративного качества личности, сущность и содержание гражданского воспитания учащихся начальных классов. В работе представлены особенности диагностики гражданской воспитанности учащихся начальных классов; основные направления, формы, методы и средства гражданского воспитания младших школьников, а также педагогические условия организации внеклассной и внешкольной работы по формированию гражданских качеств учащихся. В пособии С.Н.Захаровой «Гражданином быть обязан» содержится программно-методический материал для повышения профессиональной компетентности педагогов в сфере гражданского образования. Автором собран богатый фактический материал по истории граждановедения и современным национальным моделям его осуществления в США, ФРГ и России.

В книге «Свободное время школьника» (под редакцией Н.С.Криволап, О.А.Минич) представлена правильная организация свободного времени школьника, сюжетно-игровые программы, подготовка волонтеров среди подростков и молодежи. В пособии «Классные часы» автора Т.Н.Максимовой представлены подробные разработки тематических классных часов, ориентированных на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, их гражданское и нравственное воспитание, усвоение правил культуры поведения, формирование коллектива класса. Издание содержит сценарии классных часов в форме игры, экскурсии, устного журнала, КВН, тренинга. 12 Оказывают значительную помощь методические журналы «Адукацыя і выхаванне», «Пазашкольнае выхаваннне», предметные научно-методические журналы «Гісторыя. Праблемы выкладанння». Вносят свой вклад и наглядные средства обучения (печатные, экранные и экранно-звуковые). Есть и пособия универсального практически-ориентированного характера по организации работы клубов. Это книга Г.Г.Кулича «Школьный клуб. Сценарии мероприятий и праздников», в которой автор предлагает нетрадиционную организацию школьных внеклассных мероприятий через клубную работу, ибо школьные клубы помогают эффективно воспитывать детей, развивать их творческие способности, организовывать разновозрастную работу в школе. В книге представлена методика клубной работы, сценарии клубных встреч и общешкольных праздников.

Вопросы внешкольной педагогики, конкретные принципы и методы деятельности школьных учреждений, подробные теоретические разработки общей стратегии внешкольного воспитания, направленного на стимуляцию всестороннего гармонического развития интеллектуально-творческого потенциала педагогов и детей, находим в пособии для классных руководителей, педагогов внешкольных учреждений «Основы внешкольной педагогики» автора Т.И. Сушко.

Весомую помощь в организации и проведении мероприятий оказывает учебно-методическое пособие для учителей, руководителей фольклорных и театральных кружков И.И.Кирчук «Выхаванне на нацыянальных традыцыях» Реализация гражданского и патриотического воспитания в средней и старшей школе связана с формированием личностной позиции ребенка через усвоение норм и принципов социальной среды. Именно в подростковом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования гражданственности личности. В старших и средних классах учащиеся должны знать права человека, фундаментальные принципы демократии, основы государственного устройства и Конституции Республики Беларусь; уметь связывать факты с теоретическим материалом, критически оценивать свои поступки и предвидеть последствия своего поведения.

Основные направления и методы работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся средних и старших классов:

- организация общественно полезной деятельности: благотворительные акции, аукционы идей, акции милосердия, помощь детским домам и др.;

- организация совместной деятельности с семьями учащихся: семейные гостиные, клуб бабушек и дедушек, викторины, творческие мастерские, фото- и видеопроекты, семейные журналы, спортивные соревнования с участием семей и др.;

- помощь ветеранам войны и труда: трудовые десанты, изготовление подарков для ветеранов, концерты, вечера памяти и др.;

- краеведческая деятельность: экскурсии и целевые прогулки, туристические походы, семейные фото- и видеопроекты, работа в городских и школьных музеях и др.;

- культурно-просветительская деятельность: работа со СМИ, исторические чтения, выставки, встречи с общественными деятелями, писателями, журналистами и др.

Среди методов гражданского и патриотического воспитания учащихся можно выделить следующие: диспуты, беседы, соревнования, ситуативно-ролевые игры, социально-психологические тренинги; интеллектуальные аукционы; метод анализа социальных ситуаций морально-этического характера, игры-драматизации, метод проектов и др.

Осуществление гражданского и патриотического воспитания учащихся предполагает использование таких средств, как белорусский фольклор (пословицы, поговорки, сказки, легенды, предания) и народные традиции (обряды и праздники). Это обусловлено тем, что национальная культура имеет большие возможности для пробуждения активности детей, формирования устойчивого интереса к познанию культуры своего народа, а значит, и развития положительного отношения к ней. Эффективному формированию гражданских и патриотических чувств учащихся способствует применение средств искусства (музыка, живопись, литература, драматическое искусство).

При организации процесса гражданского и патриотического воспитания необходимо отметить особую роль семьи. Моральные нормы общества предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых родителями. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Значение семьи в формировании гражданственности учащихся обуславливаются рядом обстоятельств:

- государство всемерно содействует всеобщему пониманию того, что признание чести и достоинства каждого члена семьи является наиболее надежным залогом устойчивости семейных отношений, основой создания в семье атмосферы взаимного уважения, подлинного равенства и доверия, важным фактором обеспечения достойной жизни каждого ребенка; 

- основные нравственные и гражданские ценности подрастающего поколения закладываются именно в семье, поэтому работа педагога с семьей учащегося по гражданскому просвещению является очень актуальной и важной;

- любовь к Родине у ребенка первоначально формируется на основании конкретных представлений о семье;

- семейные отношения являются ведущими в системе взаимоотношений личности, так как в семье ребенок получает первые сведения о Родине;

- своевременная и целенаправленная работа в семье по формированию гражданской позиции личности способствует осознанию правовых и нравственных норм, принятых в государстве, и следованию им в повседневной жизнедеятельности.

Таким образом, успешной реализации задач гражданского и патриотического воспитания будут содействовать взаимодействие учреждений образования с семьей и социумом, учет и соблюдение основных условий эффективности, грамотное сочетание содержания и эффективных методов его реализации, использование комплексного научно-методического обеспечения в данной области. В деле совершенствования работы по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся могут также использоваться названные учебные и учебно-методические пособия.

Большую роль в воспитании у молодежи чувства гражданственности и патриотизма принадлежит школе. Формирование этих качеств происходит как на уроке, так и на правильно организованной внеклассной деятельности. В Концепции развития государственного учреждения образования «Телешевская средняя общеобразовательная школа», в частности, говорится: «Целью образования школы является формирование духовно богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, имеющей активную гражданскую позицию, способной в последующем на участие в духовном развитии общества». Эта цель реализуется на основе введения в учебно-воспитательный процесс целостной системы воспитания учащихся.

Свою работу в школе по воспитанию гражданственности и патриотизма мы можем отобразить следующей схемой. Направление «Наследие» включает в себя изучение истории Родины, её фольклора, традиций, культуры, этнографического богатства белорусского народа. Это осуществляется на уроках, через работу краеведческого клуба «Спадчына» и экологического клуба «Пролеска», воспитательную деятельность  классных руководителей, участия в научно-практических конференциях, через посещения школьного музея.

Музей является своеобразным центром воспитания гражданственности и патриотизма. Фольклорно-этнографический музей был создан в 1999 году по инициативе учащихся и педагогов. Его бессменным руководителем является Шкрабкова Алла Ивановна. Музей ведет целенаправленную работу по обогащению национально-культурного опыта учащихся через формирование их национального сознания. В музее собраны различные экспонаты быта жителей деревни Телеши, материалы о ветеранах Великой Отечественной войны – жителях деревни Телеши, образцы декоративно-прикладного искусства, материалы об истории деревни Телеши.

Для учащихся нашей школы сбор материалов для школьного музея – это прежде всего форма досуга, это включение культурного наследия в сферу интенсивного общения, что способствует более глубокому усвоению реальной действительности, адекватному восприятию жизни и наилучшим методом воспитания личности. Для открытого общения, обмена опытом и мнениями в музее собираются члены кружков, клубов и все желающие. У ребят есть возможность активно приобщиться к музейным ценностям, «потрогать» экспонаты руками. Гордостью нашего музея является коллекция рушников, вытканных мастерицами деревни Телеши. Руководитель музея вместе с учениками собрали и описали материал о назначении каждого вида рушника в повседневной жизни наших предков. Они узнали технологию изготовления и вышивки рушников, их использование в быту и обрядах. Ученики выяснили, что вышивка была оберегом в жизни белоруской семьи.

Обобщив и систематизировав эти данные,  вышли на научно-практическую конференцию с работой «Роль рушника в повседневной жизни наших предков». Музей – это место, где проходят уроки знаний и уроки мужества, уроки истории Беларуси, уроки-экскурсии, классные часы и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. 

Значение урока и внеклассной работы в деле воспитания подрастающего поколения

В системе базового и среднего образования каждый урок несет большую воспитательную нагрузку. В деле воспитания гражданственности и патриотизма особо следует отметить уроки белорусского языка и литературы, обществоведения, истории Беларуси, курса «Мая радзіма - Беларусь» в начальных классах. Учебный материал этих предметов формирует у ребят представления о культурно-историческом богатстве их предков, последователями и наследниками которого они являются.

Научить любви к земле отцов – вот главное в работе учителя белорусского языка и литературы Пантелеенко Е.И. На уроках белорусской литературы она уделяет огромное внимание патриотическому воспитанию учащихся. Так, при изучении стихотворения П.Панчанки «Родная мова» всегда обращает внимание на то, что именно родной язык является хранителем национального сознания, что каждый белорус должен быть озабочен судьбой языка. Она указывает, что написать стихотворение «Люблю свой край» мог только такой патриот своей Родины, как Г. Буравкин. Работая над этим стихотворением педагог старается вызвать у учащихся чувство благодарности судьбе за счастье жить на родной земле.

За долгие столетия своей героической истории наш народ создал множество художественных произведений: легенд, сказок, песен, загадок, пословиц и поговорок. Эти произведения впитали в себя мудрость и опыт поколений белорусов. Их изучение подчинено воспитанию уважения и гордости за свой народ, воспитанию высоких гражданских и патриотических чувств. Изучая 20 фольклор предков, Елена Ивановна всегда указывает, что в нем живет душа народа, что они объединяют многие поколения белорусов. Педагог считает, что большие возможности в деле патриотического воспитания учеников дает творчество В.Караткевича. Своеобразной художественной энциклопедией она называет его книгу «Зямля пад белымі крыламі». Изучая это произведения с учащимися, Елена Ивановна всегда использует местный материал.

Красной нитью в деле воспитания патриотизма и гражданственности проходит в школе Неделя белорусской письменности и печати. Мероприятие «Я – беларус! Я ганаруся, што маю гэтае імя», которое провела Пантелеенко Е.И., воспитывало у учащихся гордость и уважение за дела своих предков, любовь к своей нации. Ребята подготовили сообщения об известных людях Беларуси, читали стихи белорусских поэтов. С целью сохранения народных традиций Елена Ивановна Пантелеенко часто проводит фольклорные праздники. Особенно удачным получилось в этом году мероприятие «Пакроўскія вячоркі». Учащимися был собран богатый материал о праздновании Покрова в деревни Телеши много лет назад. На основе этого материала был составлен сценарий. Дети подготовили костюмы, подобрали необходимый реквизитный материал, разучили народные танцы «Краковяк» и «Месяц». Мероприятия с удовольствием посмотрели все учащиеся школы.

Интересен в этом направлении опыт учителя русского языка и литературы Шкрабковой Аллы Ивановны. На уроке русского языка в 11 классе при изучении темы «Дискуссия. Патриотизм: знак вопроса» она использовала технологию обучения в сотрудничестве. Основной целью данного урока было воспитание патриотизма и гражданственности, ответственности и инициативности человека. К этому уроку велась большая подготовительная работа. На уроке были обсуждены различные вопросы: «С чего начинается Родина?», «Гордитесь ли своей страной?», «Кто такой патриот современной Беларуси?». Старшеклассники в свободной обстановке высказывали свое мнение, приводили примеры из жизни. В конце урока ребята сочинили стихотворение – признание в любви своей Родине. И таких уроков в работе учителя много. Этот подход к образованию является одной из эффективных форм воспитания патриота и гражданина.

Формирование идей гражданственности и патриотизма в среднем и старшем звене в большой мере происходит при изучении курса истории Беларуси. Человек, который хорошо знает пути развития своей Родины, обязательно станет ее патриотом, потому что он начинает понимать свою ответственность за ее будущее. Именно на уроках истории Беларуси происходит знакомство с культурно-историческим наследием Родины, ее знаменитыми личностями. Именно на уроках истории Беларуси можно усвоить страницы героической летописи своего Отечества. Исторические знания позволяют выяснить особенности формирования менталитета белорусского народа как условие национального самосознания и составляющей национальной идеи, а национальная идея – это, прежде всего, идея белорусской государственности, основной ценностью которой являются идеалы гражданственности и патриотизма.

Для более полного раскрытия темы опыта следует отметить краеведческий принцип в преподавании географии учителем Грихановой Екатериной Филипповной. Воспитательное значение краеведческого принципа  общеизвестно, потому что самые высокие чувства к Родине рождаются, крепнут и развиваются благодаря глубокой привязанности к родным местам, где провел детство, где испытал первую радость и первую любовь, первые огорчения и неудачи. Использование краеведческого материала на уроках способствует поддержанию и развитию этого чувства. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать учащихся на конкретных, доступных, близких для их понимания примерах из окружающей жизни. Например, живописные ландшафты белорусской природы, памятники истории и культуры, народные сказания и легенды, встречи с живыми участниками событий – все формирует у школьников чувство любви к родному краю. Чем полнее, содержательнее будут знания детей о родном крае, тем более действенны они в формировании чувства патриотизма, национальной гордости и преданности родному краю. Практически на каждом уроке курса «География Беларуси» Екатерина Филипповна применяет краеведческий материал. Такая форма преподавания способствует обобщению, развивает интерес к особенностям родного края. При изучении «Начального курса географии» все практические работы основаны на изучении объектов своей местности, что способствует формированию у учащихся представлений о неповторимости и уникальности природы и культуры, о роли и месте данного региона в республике, о знаменитых земляках, об экологических, социальных и культурных проблемах малой родины.

Краеведческая работа способствует активизации познавательного интереса школьников. Ребята принимали участие в создании проектов:

1.«Семь чудес Беларуси».

2.«Вы шануйце, шануйце родны край, беларусы».

3.«Беларусь на старте XXI столетия» Краеведческий материал на уроках значительно облегчает понимание и осмысление процессов, происходящих в природе и обществе.

Реальные представления о природе подкрепляются практическим применением приобретенных знаний в процессе трудовой деятельности школьников по озеленению территории. Следует отметить также экологическую направленность школьного краеведения в преподавании Екатерины Филипповны. Во второй половине XX века человечество впервые в своей истории оказалось перед лицом глобальных проблем. Они отражают неумение рационально использовать природные богатства человеком. Нарушение в цепи взаимосвязей природных компонентов может привести к гибели целой системы. Это должен осознавать каждый человек, начиная с детства.

Учебная экологическая тропа «Мои родные места» – одна из форм природо-охранной работы учеников. Основное значение тропы – воспитание у учащихся любви к природе, заинтересованность в ее сохранении, личной ответственности каждого за ее судьбу. Тропа является местом для проведения учебной и пропагандистской работы. Во время экскурсий, мониторинга и исследований на тропе учащиеся изучают и оценивают состояние биоценозов, намечают пути улучшения обстановки, знакомятся с правилами поведения в природе.

Экологическая культура человека – часть общей культуры и важного фактора дальнейшего развития человеческой цивилизации. Углубить знания, творчески применить их возможно, занимаясь исследовательской работой, которая проводится в школе. Учащиеся нашей школы неоднократно выступали на районных научно-практических конференциях. Это были работы краеведческого характера:

1. «Река Уза – одна из малых рек Гомельщины».

2. «Деревня Телеши – одна из древнейших деревень Гомельщины».

3. «Разнообразие приспособлений рыжих лесных муравьёв к условиям жизни, их роль в биоценозе и переселение».

4. «Учебная экологическая тропа - средство формирования экологической культуры».

Экологическое краеведение является составной частью единого воспитательного процесса. Оно охватывает все возрастные категории учащихся, развивает и улучшает их знания в вопросах взаимодействия природы и общества, служит показателем экологической культуры подрастающего поколения, способствует воспитанию в молодом поколении гражданственности и патриотизма. 

Клубная деятельность как действенная форма воспитания и становления личности

Воспитанию патриотических чувств подрастающего поколения, формированию национального самосознания, активной гражданской позиции, приобщению детей к национальной культуре и героическому прошлому во многом способствует работа краеведческого клуба «Спадчына», руководителем которого является Шевцова Татьяна Николаевна. Клуб был создан в 2001 году. Одна из главных задач клуба – сохранение традиций, духовного и творческого опыта наших предков, наведение мостов между старшим и младшим поколениями. За многие годы активной поисково-исследовательской работы участники клуба собрали огромное количество материала о родном крае и его людях. Основные направления работы клуба: «Этнография и фольклор малой родины», «Мой род, моя семья», «Моя деревня».

Фольклор – это многовековой пласт культуры, с которым неразрывно связана история нашего народа. В его основе заложен большой воспитательный потенциал, способный содействовать гармоничному развитию личности, формированию системы ценностей и ориентиров. Участники клуба «Спадчына» это понимают. Они пешком обошли Телеши и окрестные деревни, собрали богатый материал о культурных традициях земляков, записали календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни. Особенно интересными оказались записанные со слов Подольской Марии Николаевны, уроженки деревни Телеши. Она же рассказала о престольных праздниках Телешей и окрестных деревень. С использованием этого материала клубом проводились фольклорные праздники «Масленица» и «Ах, Коляда, Коляда». Дети поняли, что фольклор – это настоящий художественный шедевр, и будет очень жаль, если он погибнет. Работа в этом направлении ведётся постоянно.

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи социально-экономической сферы бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологии государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине, к людям, которые на этой земле живут. В разные годы участниками клуба был собран богатый материал под общим названием «История населенных пунктов Телешевского сельского Совета». Его с пользой применяют на уроках белорусского языка и литературы, уроках истории Беларуси и педагоги, и школьники. Очень много интересного материала собрано о людях деревни. Ребята гордятся делами своих земляков. Многие из них имеют высокие государственные награды за ратные подвиги и доблестный труд. В 2008/2009 учебном году участники клуба работали над проектом «Женщины-орденоносцы о времени и о себе». Они узнали много интересного не только о судьбах людей, но и о жизни деревни и Беларуси в целом. Ведь судьба отдельного человека всегда вплетена в судьбу его Родины. Обобщив этот материал, участвовали в районной научно-практической конференции. В 2007 году участница клуба Нахаева Анастасия поставила свою работу «Дело всей жизни – труд во имя Родины» на районный конкурс творческих работ «Наследники Победы» и заняла там 3 место. Она рассказала о трудовом подвиге своей бабушки Ковалевой Марии Антоновны. Мария Антоновна 30 лет была дояркой в родном колхозе «Красная площадь». Имеет за трудовой героизм 27 и большие достижения много наград: орден «Октябрьской революции», орден «Знак Почёта», медали ВДНХ, грамоты и дипломы.

В рамках районного этапа областного творческого конкурса «Моя глубинка», посвященного 70-летию образования Гомельской области, в 2008 году клуб «Спадчына» принимал участие двумя работами под названием «Славен человек трудом своим». В них были рассказы о замечательных женщинах деревни – Подольской Надежде Емельяновне и Мушпаковой Галине Матвеевне.

Позже этот материал был напечатан в районной газете «Маяк». Эти женщины совершили поистине трудовой подвиг. Их руками восстанавливалось разрушенное войной хозяйство. Государство заметило и оценило это. Они имеют ордена не за воинскую доблесть, а за труд на родной земле. Подрастающее поколение должно знать, кому оно обязано своим благополучием. Клуб «Спадчына» принимал участие в проекте «Личность и эпоха», предложенном руководителем Центра информационных технологий и ресурсов отдела образования Гомельского райисполкома Морозовой Ириной Алексеевной. Работали над темой «Светский этикет. Бал и мы на нем. Атрибуты бала». Над этой работой трудились с особым усердием: прочитали большое количество исторической литературы, изучили тематические сайты в интернете, сшили костюмы, которые носили в XVIII веке, сделали соответствующую прическу даме, в парик и чулки оделся кавалер. Итогами своей работы дети были очень довольны. После мероприятия они много гуляли и фотографировались в парке. А по итогам конкурса наши участники были награждены дипломом. 

Любовь к родине – общечеловеческая нравственная ценность. Патриотизм формирует у молодежи готовность к исполнению своего долга во всех сферах общественной деятельности. Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к стране, но и к своей малой родине, отчему дому, родителям. Изучая историю своего родного края, ученики не только приобретают знания, они знакомятся с отличительными чертами и характером белорусов, который формировался на протяжении многих столетий. Повседневные заботы делали его рачительным, бережливым хозяином. Белорус представлял свое счастье в свободном труде на родной земле. Недаром он славил его в легендах, сказках и былинах.

Очень интересной формой работы в этом направлении оказалось летописание. Когда-то Беларусь была настоящим краем летописания. Каждый город, который был крупным культурно-просветительным центром, имел произведения, где на колоритном живом языке рассказывалось о делах минувших дней, восславлялась деятельность известных людей, рассказывалось о жизни людей простых. В своем клубе мы сохранили традиции предков. Участниками клуба в разное время были написаны «Летопись деревни Телеши от древности до современности», «Летопись родной школы». Для написания этой работы участники клуба работали с документами Гомельского областного архива. С этой работой принимали участие в районной научно-практической конференции. С необычайным удовольствием работали над проектом «Страницы семейной летописи», где ребята осветили жизнь наиболее яркого представителя рода.

А гордиться детям есть кем. Есть среди их предков и первые трактористы колхоза, и женщины, участвующие в Великой Отечественной войне и имеющие боевые награды, и даже поэты. Печатал свои стихи еще в довоенной районной газете дед участника клуба Григоренко Александра – Бушев Иван Петрович. Свою любовь к родной земле жители деревни Телеши нередко высказывают поэтическим словом. Два сборника стихов, большинство из которых о любви к малой родине, вышли из-под пера уроженца деревни Алеся Дубровского (Александра Степановича Дубровского). За его творчеством участники клуба наблюдают трепетно и знают многие его стихи наизусть. О любви к малой родине стихи самобытных поэтов: Ивана Бушева, Марии Петуховой, Ирины Луцук, Надежды Шупейко. На их опыте пробуют свои силы в поэзии участники клуба «Спадчына»: Юлия Авчинникова и Стас Василевский. Юлия Авчинникова выступала со своими стихами на районных конкурсах и была отмечена поощрительными призами. Так возникла идея проекта поэтической гостиной «Тебе, Родина, посвящаю».

Никто из нас не свалился с луны. Все мы ветви и листья огромного и переплетенного дерева. Не зря летописцы не переставали напоминать: «Луна светила над землей задолго до того, как мы родились…», и, если вдуматься в подлинный смысл этой фразы, то станет понятно: нельзя жить на свете «иванами», не помнящими своего родства и своего прошлого. Именно поэтому мы много говорим о национальном возрождении, о возрождении нравственности и духовности. В этом направлении и работает клуб «Спадчына». Работа такого плана формирует самосознание учащихся, воспитывает социально-активную личность и прививает учащимся чувство ответственности за свою Родину, и в совокупности воспитывает человека-гражданина и патриота. Люди не рождаются злодеями и праведниками – они становятся такими, какими мы их воспитываем и многие беды, что грозят безопасности нашего общества: коррупция, криминализация подростковой и молодежной среды, рост экстремизма и насилия – в своем генезисе имеют «человеческий фактор». Поэтому необходимо с большим вниманием относиться к воспитанию молодого поколения, вовлекать его в полезную деятельность. В большей мере это относится к ребятам, воспитывающимся в семьях СОП. В этом направлении следует отметить положительный опыт работы клуба «Подросток +», организатором и руководителем которого в нашей школе является социальный педагог Бек Людмила Николаевна. Клуб был организован в 2009 году. Основной задачей клуба является совершенствование работы по правовому воспитанию школьника, повышение правосознания детей и подростков, проживающих в неблагополучных семьях.

Хорошо зарекомендовал себя кружок «Затейники», созданный в этом учебном году на базе клуба «Подросток +». Его руководителем стала Рыбак Алеся Викторовна. Свое первое показательное выступление кружок «Затейники» приурочил к проведению конкурса «Мисс и Мистер осень». Успех мероприятия был необычайным. Ребята из неблагополучных семей почувствовали себя востребованными, интересными и самыми лучшими. Кружок «Затейники» – хорошая форма воспитания социально-активной личности и, в конечном счете, гражданина и патриота. 

Роль классного руководителя в деле воспитания гражданственности и патриотизма

Воспитание гражданственности и патриотизма невозможно представить без участия в этом деле классного руководителя. Следует отметить опыт работы классного руководителя 6 класса Мушпаковой Екатерины Ивановны. Учащиеся ее класса поддерживают связь с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Дети навещают пожилых людей, помогают им по мере надобности: убирают возле дома, складывают дрова и т.п. Не забывают о них и в дни праздника: организуют встречи, с интересом слушают рассказы, поздравляют. Ее воспитанники вместе с другими учениками школы заботятся о чистоте и порядке возле памятников войнам-освободителям и «Жертвам фашизма». Все это формирует жизненную позицию, готовит к труду, организует разумный досуг учащихся, способствует предупреждению правонарушений. Екатерина Ивановна всегда приглашает ветеранов на свои мероприятия.

В связи с ростом национального самосознания приоритетными для белорусов стали такие ценности, как белорусская государственность, история белорусского этноса, история создания государственных символов: гимна, герба, флага. Классный руководитель 9 класса Алла Ивановна Шкрабкова провела с учениками мероприятие «Государственная символика Республики Беларусь». Учащиеся во время этого классного часа работали над составлением высказываний о родине, проводили их презентацию, представляли свое государство через герб Республики Беларусь. Учащиеся дали объяснение символам, которые изображены на гербе. Таким образом, ребята получили  дополнительные знания о государственной символике своей страны.

Интересен опыт по воспитанию гражданственности и патриотизма классного руководителя 10 класса Шевцовой Татьяны Николаевны в связи с празднованием 65-летия Великой победы. Ученики ее класса знают, что пройдет немного времени и никто уже не расскажет правды о войне. Ребята работали по проекту «Живые голоса войны». Осуществляя его, собирали материал в районную Книгу Памяти, создаваемую к этой дате. Они записали воспоминания о войне ветеранов и очевидцев войны, смонтировали видеофильм. Продолжается начатая работа по сбору фотографий военных лет. В ней принимают участие все ученики школы и педагоги. Собраны документы военных лет: письма фронтовиков родным, благодарности маршалов воинам- землякам, военные газеты. Интересный материал в нашу копилку принесла ученица 8 класса Островская Елена о своем прадеде Прусове Ефиме Ивановиче. В ней рассказывается, что за героизм в боях он был награжден коровой. Ученики 10 класса знают, что их святая обязанность собирать эти материалы и оставить их своим детям и внукам. Чтобы помнили. В связи с военной тематикой запоминающимся было мероприятие «На братских могилах не ставят крестов» Гончар Виктории Григорьевны, классного руководителя 7 класса. Учащиеся познакомились с памятниками защитникам Гомельщины в годы Великой Отечественной войны, работали с книгой «Память», энциклопедией «Беларусь у Вялікай Айчыннай вайне».

Тема гражданственности и патриотизма присутствует также в кружковой работе нашей школы. Руководитель кружка декоративно-прикладного искусства «Фантазер» Шундикова О.Ф. организовывает встречи своих воспитанников с участниками Великой Отечественной войны. Ребята обязательно одаривают ветеранов поделками, сделанными своими руками.

Патриотические чувства прививаются кружковцам в период участия в конкурсах и фестивалях. На конкурс «Пасхальный подарок 2009» они представили работы из природного материала и соленого теста. В ходе подготовки к нему ученики получили более полное представление о культуре белорусского народа через познания его традиций и обрядов. Младшие школьники в нашей школе охотно посещают кружок «Природная кладовая », руководителем которого является Кушнерова Алла Ивановна.

Природа – это неиссякаемый источник творчества, через который проявляется любовь к родному краю. В своих работах дети использовали весь материал, которым так щедро одарила нас природа. Это и листочки, и веточки, и семена различных растений, цветы, мох, результатом работы с которыми стали красивые, яркие, красочные аппликации и поделки. Дети охотно фантазируют и творчески подходят к работе, благодаря чему получаются оригинальные работы из опилок, ракушек, речного песка, манной крупы. Во время работы руководитель проводит с учениками беседы о бережном отношении к природе, о ее охране и участии школьников в этом важном деле. Еще два часа в неделю Алла Ивановна ведет кружок «Копилка идей». Работа в кружке ведется с различными материалами: бисером, тканью, выполняется вышивка лентами, т.е. используется все то, что из поколения в поколение передавалось нам предками. Кружок выполняет задачу сохранения традиций нашей культуры. Кружковцы с большим удовольствием выставляют свои работы в сельском магазине, организовывают выставки на животноводческой ферме, выставляют свои работы в школе. Таким образом, работа в кружке воспитывает у ребенка патриотические чувства и формирует его гражданскую позицию.