Главная / Опыт работы с детьми / ОПЫТ РАБОТЫ ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ / Организация профильного лагеря "Юные друзья пожарных" как форма оздоровления, занятости и отдыха детей (Л.В.Эюбова, Москва)

Организация профильного лагеря "Юные друзья пожарных" как форма оздоровления, занятости и отдыха детей (Л.В.Эюбова, Москва)

Эюбова Людмила Викторовна,
директор Центра развития творчества
детей и юношества «МОЖАЙСКИЙ»
(г.Москва)
Организация профильного лагеря «Юные друзья пожарных»
как форма оздоровления, занятости и отдыха детей
(5 лет работы ГОУ ЦРТДиЮ «Можайский»)

image_22.jpgВ ЦРТДиЮ «Можайский» одним из основных направлений деятельности является апробация и внедрение форм и технологий в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в ЧС в условиях дополнительного образования, соответственно, при организации профильного лагеря мы ориентировались на пожарно-профилактическую работу.

При подготовке профильной смены необходимо детально разработать программу, предусмотреть различные направления практической, учебной, спортивной и досуговой деятельности в формате избранного профиля, при этом важно максимально учесть все объективные условия (время года, место проведения и его условия, общее направление лагеря) Так, городской лагерь даёт возможность организации многочисленных экскурсий по нашему профилю – на Пожарно-техническую выставку, в учебный Центр и действующие пожарные части.

Немаловажным для полноценной организации профильного лагеря представляется КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. В силу специфики деятельности нашего Клуба ЮПС требуется поддержка инструкторов–профессионалов, и мы активно сотрудничаем с ВДПО и подразделениями Пожарной охраны округа.

Формируется также инструкторский состав из числа воспитанников 2 и 3 года обучения, успешно овладевших не только базовой программой дополнительного образования по избранному профилю, но и добившихся значительных результатов − победители конкурсов, помощники организаторов мероприятий, которые могут при содействии педагога провести практические занятия с другими детьми, в частности, по отработке конкретных навыков − надевание боевки, прокладка рукавной линии, вязка узлов на спасательной веревке.

При подготовке к профильному лагерю по данной программе в течение учебного года в рамках ОЭП по пожарной безопасности в Центре проводятся отдельные мероприятия различной организационной формы: конкурсы, смотры, соревновании, где воспитанники Клуба учатся проводить работу с командой на этапе под руководством педагогов и инструкторов-профессионалов.

Опыт показывает, что для большинства детей и подростков является притягательной деятельность, сопряженная с определенным риском, экстримом, требующая точности и ловкости, проявления воли и мужества. Им нравится форма, красивые ритуалы.

И, по нашему мнению, пожарно-спасательная деятельность идеально подходит для формирования программы профильного лагеря. Овеянная героикой профессия должна заинтересовать практически все категории детей и подростков.

Итак, ключевым понятием профильного лагеря все-таки является именно ПОГРУЖЕНИЕ, погружение в проблематику лагеря.

Отсюда два основных типа профильных лагерей:

  1. практикум для воспитанников мотивированных, дающий более широкие и глубокие практические навыки по выбранному профилю;
  2. краткий интенсив для ребят, желающих приобщиться к данному направлению или немотивированных детей, в силу обстоятельств оказавшихся в данном лагере, но при грамотной работе педагогов способных включиться в предлагаемую деятельность.

Большой составляющей наших профильных лагерей являются учебные занятия – получасовые занятия по различной тематике программы, в основном практической направленности, которые проводят инструктора-педагоги и младшие инструктора из воспитанников Клуба. Причем, для лагерей по нашей программе мы проводим занятия как на базе нашего Музея истории пожарной охраны, так и с выходом в школы.

И так, в профильном лагере дети получают реальные знания и умения по эвакуации, по применению первичных средств пожаротушения, оказанию первой помощи пострадавшим, что является востребованными в жизни навыками.

Все это является результатом продуманной и спланированной работой по пропаганде безопасного поведения среди детей с использованием различных форм – обучающих эстафет, мастер-классов, показательных выступлений, творческих конкурсов, досуговых мероприятий.

В конце смены проводится итоговое мероприятие, на котором ребята показывают все то, чему научились. Как правило, это ИГРА на местности, обязательно привязанная к данным природным и ландшафтным условиям.

По форме –  это игра-кругосветка. Этапы связаны легендой, команды идут по маршруту или по карте, на каждом этапе команды ждут испытания по тем темам, которые изучены в течение лагерной смены.

В завершении смены – итоговый мониторинг, который показывает, насколько ребятам близка эта тема, и какими теоретическими знаниями и практическими навыками обогатился их личный опыт. Так, по итоговому мониторингу августовского профильного лагеря 58 из 59 отвечавших изъявили желание дальше заниматься в ДЮП.

Практика показала, что профильные лагеря различного типа могут быть одинаково эффективными при адекватно сбалансированной программе при проведении как в городе, так и на выезде.

В нашем арсенале есть опыт проведения городских лагерей на базе образовательных учреждений и в форме ГОЛ для детей преимущественно 1-5 классов, и разновозрастных отрядов начальной и средней школы, а также лагерей труда и отдыха для старшего школьного звена. Трудовую деятельность старшеклассников можно организовать интегрируя её с игровой, раскрывая перед воспитанниками другие стороны привычных процессов: не вынос в контейнер сломанных парт, а работы по снижению пожарной нагрузки здания и освобождению путей эвакуации.

Ощутимое преимущество городского лагеря заключается в отсутствии трудозатрат на организацию суточной циклограммы режимных моментов (организация ночного сна, подъёма), что освобождает усилия педагогов для более качественной и глубокой подготовки мероприятий смены.

Существенный недостаток – кратковременность пребывания воспитанников в течение рабочего дня, так как типовая схема финансирования не предусматривает кормление детей ужином, и, следовательно, выпадает один из интересных блоков − вечерние мероприятия «после ужина – до отбоя».

Совсем недавно  мы апробировали ещё одну интересную форму профильного лагеря – сетевой городской профильный лагерь.

С одной стороны, городские лагеря школ, входящие в сетевой на основании Соглашения о сотрудничестве, составляют и работают по своим программам «ЮДП» с учетом рекомендаций и методических разработок, полученных от нашего Центра. С другой стороны, для этих лагерей мы организуем значимые мероприятия в течение всей смены, такие, как: открытие лагерной смены – «Здравствуй, лето …в городе!». Ко Дню России мы проводим Межлагерный Слет «Мы от огня Россию защитим». Ко Дню медика- конкурс медиков – спасателей. Итоговыми мероприятиями сетевого лагеря «ЮДП» являются – игра по станциям «Колесо пожарной безопасности» и Акция «Одеяло мира», где ребята в рисунках и плакатах на ткани выражают свое отношение к миру, к таким понятиям, как толерантность, милосердие, взаимопомощь и поддержка. Причем хотим сказать, что всегда наши конкурсы являются обучающими, то есть ребята, не справившиеся с заданием, обязательно узнают, увидят, как это должно быть.

Таким образом, отряд каждого образовательного учреждения не замыкается только в своей локальной деятельности, а получает доступ к организованному общению с аналогичными объединениями, так как это происходит в выездном лагере, состоящем из многих отрядов.

Для ЦРТДиЮ «Можайский» работа в режиме профильного лагеря, в том числе узкопрофильного отряда в рамках профильного лагеря, а также профильного отряда в рамках обычного оздоровительного лагеря, является традиционной и всегда успешно реализуется уже на протяжении пяти лет, как в летний период, так и в течение учебного года. Причем, каждый новый лагерь обязательно отличается от предыдущего или условиями, или составом участников. От этого работать ещё интереснее.

Лето – это целая жизнь, и наша задача сделать так, чтобы летний отдых запомнился надолго ребятам и принес много радости и веселья.