Волонтёрский туризм как метод воспитания молодёжи (Скуратова Л.Н., г.Жуковский Московской области)
Основными методами работы волонтерского отряда «Поиск» являются:
1.Практическая трудовая деятельность в полевых экспедициях.
Ежегодно в период летних каникул отряд выезжает к месту работ. Объект для оказания благотворительной помощи выбирается всеми членами отряда. Но решающее слово остается за руководителем Сроки поездки обсуждаются, и выбирается наиболее удобное для всех время, оптимальное по климатическим условиям данной местности. Устанавливаем контакты с заповедником, узнаем их условия и сообщаем свои параметры: количество волонтёров, возраст ребят, когда можем приехать и на какой срок. Задачи принимающей стороны – обеспечить нам посильный объём работ, инвентарь, безопасность проживания и место для палаточного лагеря.
2. Экскурсионно-познавательная деятельность.
Оказавшись в каком-либо уголке нашей страны, мы стараемся познакомиться со всем интересным в данной местности: посетить и природные объекты, и культурные. Так как мы работаем безвозмездно, то единственной нашей платой являются экскурсии. Администрация заповедников всегда с большой охотой проводит все возможные экскурсии, помогает также в организации экскурсий, которые находятся не в их ведомстве. Ребята видят часто уникальные вещи, которые рядовым туристам не показывают, а нам, как своим – пожалуйста.
3. Исследовательская деятельность.
После полевых экспедиций у ребят возникает желание узнать о каких-то вещах более подробно. Из этого желания рождаются исследовательские работы, которые ребята представляют на разных по уровню конференциях и конкурсах. Работы наших ребят в разные годы стали победителями городских конференций «Интеллектуальное будущее Наукограда», Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юность, Наука, Культура» победителями областной краеведческой конференции, лауреатами Всероссийской краеведческой конференции «Отечество», победителями XV международной экологической конференции молодёжи «ЭКО-2009».
4. Спортивно-туристская работа.
В течение учебного года мы совершаем небольшие туристские походы на 1-3 дня по интересным объектам Подмосковья, таким как карьеры, водопады, озёра, уникальные источники и т.д. В эти походы мы берём и младших школьников. Там они учатся азам поведения и жизни на природе. Таким образом, мы подготавливаем смену и обеспечиваем преемственность поколений в отряде.
5. Агитация и пропаганда экологической культуры.
Основными целями создания волонтерского отряда «Поиск» являются:
1. Безвозмездная помощь объектам, которые составляют национальное достояние России.
Это заповедники, национальные парки и прочие территории, нуждающиеся в настоящее время в реальной помощи на местах. Конечно, важно государственное финансирование, но кому-то надо просто взять в руки грабли и почистить территорию. Тем более что тех денежных средств, которые идут на нужды этих объектов, крайне недостаточно. Когда-нибудь государство вынуждено будет вплотную подойти к решению данных проблем, но, возможно, к тому времени многое можно потерять безвозвратно.
2. Патриотическое воспитание молодежи.
В настоящее время словосочетание «моя страна» для многих молодых людей носит оттенок собственности. То есть это место, откуда ты можешь что-то брать. Понятие «Моя страна – это место на Земле, за которое я отвечаю, и которое я люблю» – стало чем-то старомодным и непонятным. Но место, на котором ты трудился и сделал его лучше, становится твоим. И не надо даже говорить ребятам о патриотизме – ведь если кто-то твой труд испортит, будет больно и обидно.
Отряд решает следующие задачи:
1. Экологическое воспитание.
Любое мероприятие отряда проходит под лозунгом: «После нас должно стать лучше, чем было!». Навыки бережного отношения к природе должны становиться привычкой, а нарушения экологической культуры вызывать негативную реакцию.
2. Углубление знаний по истории, географии и геологии нашей Родины.
К сожалению, современная школьная программа настолько интенсивна, что у учащихся и педагогов не остается ни времени, ни сил на более углубленное изучение вопросов краеведения. В экспедициях удаётся узнать то, что остается за рамками школьных учебников. И не только узнать, но и увидеть, и самому поучаствовать в сохранении и восстановлении.
3. Профессиональная ориентация учащихся путем знакомства с работой разных специалистов.
Большинство учащихся выбирают будущую специальность в жизни неосознанно. Это не их вина, а их беда. Где они могут познакомиться со спецификой работы геолога, фенолога, лесовода, почвоведа, биолога и другими? В наших экспедициях мы работаем с разными специалистами, и ребята узнают особенности их работы.
4. Развитие чувства коллективизма и взаимовыручки при проживании в полевых условиях.
Умение жить отрядом, да еще не в привычных городских условиях, а в палаточном лагере – даётся не сразу. Варить на всех обед, заготавливать дрова, мыть котлы в холодной воде, да ещё после работы, и при этом не срываться на окружающих. Это требует от многих значительных усилий.
5. Закаливание и отдых детей в летние каникулы.
Пребывание на свежем воздухе, купание, хорошая физическая нагрузка и простая здоровая пища делают ребят за месяц значительно крепче. Это отмечают все родители при возвращении отряда из экспедиций.
Экспедиции волонтёрского отряда «Поиск»
Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник (2003 г.); Национальный парк «Русский Север» (2003 г.); Ильменский государственный минералогический заповедник (2004 г.); Прибайкальский Национальный парк (2005 г.);.Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (2006 г.); Заповедник «Галичья гора» (2007 г); Алтайский государственный заповедник (2008 г.); Заповедник «Шульган-Таш»(2009 г.); Кенозерский Национальный парк (2010 г.); Национальный парк «СмоленскоеПоозерье» (2011 г.); Национальный парк «Тункинский» (2012 г.); Природный парк «Оленьи Ручьи» (2013 г.).
Туристско-экскурсионная деятельность отряда «Поиск» в учебное время.
Осенью и весной отряд совершает туристские походы по интересным местам Подмосковья на 2-3 дня. Группы собираются разновозрастные, чтобы младшие могли учиться у более опытных ребят, а старшие привыкали заботиться о более слабых.
- В походах ребята более углублённо знакомятся с природой, геологией и историей Подмосковья, пополняют школьные коллекции, тренируются и закаляются. Разбивая лагерь, обязательно убирается вся окрестная территория, и мусор выносится.
- Основными результатами деятельности волонтерского отряда «Поиск» считаю:
- Ребята понимают, что им есть чем гордиться в нашей стране и есть что беречь;
- Отряд реально и довольно весомо помог тем объектам, где мы работали;
- Значительно расширились знания ребят по многим направлениям;
- Экспедиции помогли в выборе будущей профессии. Ребята поступили в ВУЗы на такие специальности, как геология, география, геодезия, экология, биология, геофизика;
- Экологическая культура стала нормой поведения.
Довольно небольшой опыт своей работы в области экологического воспитания, я бы коротко сформулировала так: «Помогая – узнавай, узнавая – сохрани».
Источник: