Главная / Опыт работы с детьми / Волонтёрский туризм как метод воспитания молодёжи (Скуратова Л.Н., г.Жуковский Московской области)

Волонтёрский туризм как метод воспитания молодёжи (Скуратова Л.Н., г.Жуковский Московской области)

Скуратова Любовь Николаевна,
учитель географии,
методист ЦДТ МОУ школа №2
г. Жуковский Московской области
12 лет в городе Жуковский Московской области на базе МОУ школа №2 существует городской волонтёрский отряд «Поиск». В его работе принимают участие школьники и студенты от 12 до 22 лет, как города Жуковского, так и Московской области. Это в большинстве своём подростки так называемой «группы риска». Руководителем и создателем отряда является учитель географии МОУ школа №2, методист ЦДТ г. Жуковский Скуратова Любовь Николаевна.
За время существования отряда «Поиск» в экспедициях приняли участие 97 человек. Отряд является добровольной, некоммерческой неформальной молодежной организацией. За годы существования отряд приобрел собственное туристское снаряжение для полевых экспедиций и выработал определенные правила поведения, обязательные для всех участников отряда. Отряд «Поиск» имеет свою символику – флаг, нагрудный знак и гимн. Традицией стал праздник посвящения новичков в конце экспедиции в ряды волонтеров и принятие клятвы волонтеров
Во время полевых экспедиций ведётся «Вахтенный журнал», куда ежедневно записывается всё, что произошло в этот день. После летних экспедиций составляется отчёт в печатном и мультимедийном варианте и оформляется стенд с фотоматериалами. Ребята выступают на краеведческих конференциях разного уровня от городских до всероссийских.

Основными методами работы волонтерского отряда «Поиск» являются:

1.Практическая трудовая деятельность в полевых экспедициях.

Ежегодно в период летних каникул отряд выезжает к месту работ. Объект для оказания благотворительной помощи выбирается всеми членами отряда. Но решающее слово остается за руководителем Сроки поездки обсуждаются, и выбирается наиболее удобное для всех время, оптимальное по климатическим условиям данной местности. Устанавливаем контакты с заповедником, узнаем их условия и сообщаем свои параметры: количество волонтёров, возраст ребят, когда можем приехать и на какой срок. Задачи принимающей стороны – обеспечить нам посильный объём работ, инвентарь, безопасность проживания и место для палаточного лагеря.

2. Экскурсионно-познавательная деятельность.

Оказавшись в каком-либо уголке нашей страны, мы стараемся познакомиться со всем интересным в данной местности: посетить и природные объекты, и культурные. Так как мы работаем безвозмездно, то единственной нашей платой являются экскурсии. Администрация заповедников всегда с большой охотой проводит все возможные экскурсии, помогает также в организации экскурсий, которые находятся не в их ведомстве. Ребята видят часто уникальные вещи, которые рядовым туристам не показывают, а нам, как своим – пожалуйста.

3. Исследовательская деятельность.

После полевых экспедиций у ребят возникает желание узнать о каких-то вещах более подробно. Из этого желания рождаются исследовательские работы, которые ребята представляют на разных по уровню конференциях и конкурсах. Работы наших ребят в разные годы стали победителями городских конференций «Интеллектуальное будущее Наукограда», Всероссийской научно-практической конференции школьников «Юность, Наука, Культура» победителями областной краеведческой конференции, лауреатами Всероссийской краеведческой конференции «Отечество», победителями XV международной экологической конференции молодёжи «ЭКО-2009».

4. Спортивно-туристская работа.

В течение учебного года мы совершаем небольшие туристские походы на 1-3 дня по интересным объектам Подмосковья, таким как карьеры, водопады, озёра, уникальные источники и т.д. В эти походы мы берём и младших школьников. Там они учатся азам поведения и жизни на природе. Таким образом, мы подготавливаем смену и обеспечиваем преемственность поколений в отряде.

               5. Агитация и пропаганда экологической культуры.

После каждой экспедиции и туристского похода оформляется стенд с фотографиями, альбом с лучшими фотоработами ребят. Ребята готовят доклады-презентации и выступают перед сверстниками в своей школе и в школах города. Так к нам в отряд попадают ребята из других учебных заведений.
Я, как руководитель отряда «Поиск», также выступаю на городских мероприятиях и знакомлю общественность и администрацию города с деятельностью нашего отряда

Основными целями создания волонтерского отряда «Поиск» являются:

1. Безвозмездная помощь объектам, которые составляют национальное достояние России.

Это заповедники, национальные парки и прочие территории, нуждающиеся в настоящее время в реальной помощи на местах. Конечно, важно государственное финансирование, но кому-то надо просто взять в руки грабли и почистить территорию. Тем более что тех денежных средств, которые идут на нужды этих объектов, крайне недостаточно. Когда-нибудь государство вынуждено будет вплотную подойти к решению данных проблем, но, возможно, к тому времени многое можно потерять безвозвратно.

2. Патриотическое воспитание молодежи.

В настоящее время словосочетание «моя страна» для многих молодых людей носит оттенок собственности. То есть это место, откуда ты можешь что-то брать. Понятие «Моя страна – это место на Земле, за которое я отвечаю, и которое я люблю» – стало чем-то старомодным и непонятным. Но место, на котором ты трудился и сделал его лучше, становится твоим. И не надо даже говорить ребятам о патриотизме – ведь если кто-то твой труд испортит, будет больно и обидно.

Отряд решает следующие задачи:

1. Экологическое воспитание.

Любое мероприятие отряда проходит под лозунгом: «После нас должно стать лучше, чем было!». Навыки бережного отношения к природе должны становиться привычкой, а нарушения экологической культуры вызывать негативную реакцию.

2. Углубление знаний по истории, географии и геологии нашей Родины.

К сожалению, современная школьная программа настолько интенсивна, что у учащихся и педагогов не остается ни времени, ни сил на более углубленное изучение вопросов краеведения. В экспедициях удаётся узнать то, что остается за рамками школьных учебников. И не только узнать, но и увидеть, и самому поучаствовать в сохранении и восстановлении.

3. Профессиональная ориентация учащихся путем знакомства с работой разных специалистов.

Большинство учащихся выбирают будущую специальность в жизни неосознанно. Это не их вина, а их беда. Где они могут познакомиться со спецификой работы геолога, фенолога, лесовода, почвоведа, биолога и другими? В наших экспедициях мы работаем с разными специалистами, и ребята узнают особенности их работы.

4. Развитие чувства коллективизма и взаимовыручки при проживании в полевых условиях.

Умение жить отрядом, да еще не в привычных городских условиях, а в палаточном лагере – даётся не сразу. Варить на всех обед, заготавливать дрова, мыть котлы в холодной воде, да ещё после работы, и при этом не срываться на окружающих. Это требует от многих значительных усилий.

5. Закаливание и отдых детей в летние каникулы.

Пребывание на свежем воздухе, купание, хорошая физическая нагрузка и простая здоровая пища делают ребят за месяц значительно крепче. Это отмечают все родители при возвращении отряда из экспедиций.

Экспедиции волонтёрского отряда «Поиск»

Приокско-Террасный государственный биосферный заповедник (2003 г.); Национальный парк «Русский Север» (2003 г.); Ильменский государственный минералогический заповедник (2004 г.); Прибайкальский Национальный парк (2005 г.);.Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник (2006 г.); Заповедник «Галичья гора» (2007 г); Алтайский государственный заповедник (2008 г.); Заповедник «Шульган-Таш»(2009 г.); Кенозерский Национальный парк (2010 г.); Национальный парк «СмоленскоеПоозерье» (2011 г.); Национальный парк «Тункинский» (2012 г.); Природный парк «Оленьи Ручьи» (2013 г.).

Туристско-экскурсионная деятельность отряда «Поиск» в учебное время.

Осенью и весной отряд совершает туристские походы по интересным местам Подмосковья на 2-3 дня. Группы собираются разновозрастные, чтобы младшие могли учиться у более опытных ребят, а старшие привыкали заботиться о более слабых.

  • В походах ребята более углублённо знакомятся с природой, геологией и историей Подмосковья, пополняют школьные коллекции, тренируются и закаляются. Разбивая лагерь, обязательно убирается вся окрестная территория, и мусор выносится.
  • Основными результатами деятельности волонтерского отряда «Поиск» считаю:
  • Ребята понимают, что им есть чем гордиться в нашей стране и есть что беречь;
  • Отряд реально и довольно весомо помог тем объектам, где мы работали;
  • Значительно расширились знания ребят по многим направлениям;
  • Экспедиции помогли в выборе будущей профессии. Ребята поступили в ВУЗы на такие специальности, как геология, география, геодезия, экология, биология, геофизика;
  • Экологическая культура стала нормой поведения.

Довольно небольшой опыт своей работы в области экологического воспитания, я бы коротко сформулировала так: «Помогая – узнавай, узнавая – сохрани».

Источник:

Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.