Главная / Опыт работы с детьми / ОПЫТ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Парки и скверы города: опыт проектирования учебных экологических троп (Куприна Л.Е., г. Тюмень)

Парки и скверы города: опыт проектирования учебных экологических троп (Куприна Л.Е., г. Тюмень)

 Куприна Лидия Ефимовна, к.п.н., доцент,
Тюменский гос. университет, институт наук о Земле,
доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма
Тюменского гос. университета
Парки и скверы города – это те зеленые «островки» среди индустриального ландшафта, которые являются местом отдыха и развлечений горожан. Это и место проведения экскурсий, познавательных и развлекательных других мероприятий. Исходя из опыта, автор видит особое значение парков и скверов в организации на их территории учебных экологических троп. Проектирование учебных экологических троп – учебно-методический процесс, имеющий свои специфические аспекты.
Остановимся на самом понятии «учебная экологическая тропа» (тропа). Тропа – специфическая форма для ознакомления с природными и антропогенными объектами и комплексами, для проведения учебной и пропагандистской природоохранной работы. Создается она для трех категорий посетителей:
1) педагогов и воспитателей, студентов университетов и педагогических вузов;
2) детей из старших дошкольных учреждений, учащихся общеобразовательных школ;
3) прочих категорий населения.
При проектировании учебной экологической тропы необходимо придерживаться следующих требований:
а) маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и учитывать условия данной местности;
б) тропа должна прокладываться по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;
в) тропа должна быть расположена в местности, доступной в транспортном отношении, хорошо посещаемой местным населением;
д) тропа должна носить информацию:
- познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почвы, горные породы и другие элементы живой и неживой природы);
- просветительскую (элементы антропогенного ландшафта);
- предписывающую (лозунги, призывы, правила, указатели, помещенные на щитах и знаках);
- маршрут учебной экологической тропы не должен превышать 2-3-х километров.
Маршрут экологической тропы по своей структуре может быть: кольцевым, радиально-кольцевым, линейным и линейно-радиальным. Но иногда на одной и той же территории могут сочетаться все виды маршрутов, что позволяет использовать тропу в разнообразных целях.
Подготовка специалистов к проектированию учебных экологических троп может занимать определенное количество времени. Все зависит от степени готовности обучаемых к проведению данного вида работы и цели занятий. Остановимся на опыте методической подготовки разных категорий обучаемых: по профилю профессиональной направленности.
В городе Тюмени с 25 по 27 октября 2013 года проходил открытый Форум молодежи «Актив – 2013», руководимый департаментом по спорту и молодежной политики Тюменской области. Форум работал на семи тематических площадках: «Научно-техническое творчество», «Путевка в профессию», «Молодежь в политике», «Творческий союз молодежи», «Социальные технологии в работе с молодежью», «Молодежные СМИ» и седьмая площадка, в работе которой автор статьи принимала непосредственное участие – это: «Экологическая площадка «Сохраним нашу Землю».
Проведение площадки «Сохраним нашу Землю», посвященной Году охраны окружающей среды в Российской Федерации, позволило рассказать молодежи Уральского федерального округа о деятельности экологических объединений Тюменской области, найти новые формы молодежного взаимодействия между регионами, наладить межрегиональные связи. Из всех проведенных мероприятий площадки «Сохраним нашу Землю» автор раскроет специфику организации экспресс-курса по технологии разработки учебной экологической тропы (далее экотропы) на примере зеленой зоны озера Цимлянское. Экспресс-курс проводился на территории детско-юношеского центра «Авангард». Территория представляет собой полуостров и остров, площадью 3 га, окруженные чистыми водами озера Цимлянское. Время, отводимое на экспресс-курс было очень сжато, все этапы были строго регламентированы.
В практике автора по подготовке школьников, студентов, педагогов (воспитателей) к проектированию экотроп это был самый «ускоренный» курс. В связи с этим и подготовка к нему требовала наибольшей тщательности и четкости на проведении всех этапов. На взгляд автора, организованности и результативности мероприятия способствовало и издание своеобразных «Маршрутных книжек» (объемом десять страниц): задания и ход их выполнения.
Все участники в составе 30-ти человек были распределены на 10 групп. После жеребьевки, члены каждой проектной группы ознакомились с участком и примерной темой и содержанием своей экотропы (табл.).
Участники экспресс-курса заполняли в ходе работы страницы «Маршрутной книжки».
Вся территория была разбита на три участка, обозначенные на схеме цифрами I, II и III. В «Маршрутной книжке» каждой проектной группы был приведен фрагмент их участка, с условными обозначениями в легенде. Участникам экспресс-курса предлагалось выполнить следующие задания:
1. Составить схему маршрута учебной экологической торы (дальше - экотропы), нанеся схему на карту. В легенду внести свои условные обозначения.
  1. Заполнить таблицу «Станции экотропы». Дать краткую характеристику станциям экотропы, придумать свое наименование экотропы.

Примерные темы и содержание экотроп.

Экспресс-курс по технологии проектирования экотроп, открытый Форум молодежи «Актив – 2013», 26.09.13 г.

 

Участки
I II III
1        
Тема экотропы:        
 «Турист – друг природы».

Содержание:                    

  технические сооружения для туризма;
объекты – свидетели экологически правильного
отношения к природе.
Тема экотропы:
«Лесное лукошко».

Содержание:

плодово-ягодные деревья, кустарники и кустарнички на территории участка. Правила сбора даров природы.

Тема экотропы:
«В разрез с природой».

Содержание:

объекты, созданные человеком, не укр-шающие ландшафт острова.

2
Тема экотропы:
«Ягоды лесные»
(Лесное лукошко).

Содержание:

плодово-ягодные деревья, кустарники и кустарнички на территории участка. Правила сбора даров природы.

Тема экотропы:
«В гармонии с природой».

Содержание:

технические сооружения для отдыха, учебных занятий на природе.

Тема экотропы:
«Берёзовый остров».

Содержание:

необычные по «виду» деревья, отношение человека к берёзе, значение берёзы в жизни человека и т.д.

3
Тема экотропы:
«Мелколистные – широколистные».

Содержание:

мелколистные породы деревьев – берёза, осина, ольха; широколиственные – дуб, клён, липа, ясень, вяз.
Какие из перечисленных пород можно встретить на участке?
Тема экотропы:
«Все о берёзе».

Содержание:

необычные по «виду» деревья, отношение человека к берёзе,
значение берёзы в жизни человека и т.д.
Тема экотропы:
«У водоёма».

Содержание:

прибрежная растительность у кромки воды. Рассказ о каждом виде околоводного растения.

4
Тема экотропы:
«Чудеса природы».

Содержание:

            как определить С-Ю по местным признакам; как определить возраст сосны; необычное в природе

Тема экотропы:
«У водоёма».

             Содержание:

          прибрежная растительность у кромки воды. Рассказ о каждом виде околоводного растения.

Тема экотропы:
«В мире ориентиров»

Содержание:

определение сторон горизонта с помощью растений.

 

  1. Составить рекомендации и предложения по работе на экотропе.
  2. Выполнить эскизы щитов 4-х станций экотропы, указав авторов. Сделать предложения по оформлению щитов.
  3. Подготовить презентацию группового проекта экотропы.
Для более успешного выполнения работы по проектированию экотропы участникам была предложена «Инструкция» - алгоритм действий «Ход работы».
Ход работы:
1. Заполните таблицу «Состав проектной группы» (страница 2 маршрутной книжки). Графу «Функция в группе» можно заполнить в конце выполнения всей работы.
2. Внимательно прочитайте задание-1 и приступайте к выполнению.
3. Пройдите по всему участку, сверяя местность с выданной группе картой. Наметьте начало и коней маршрута тропы в пределах своего участка, определите место положения всех 4-х станций. Первая из них – это начало маршрута – вводная станция. Затем с этого листа карты (черновика) вы перенесете информацию в «Маршрутную книжку» на страницу 3.
4. Определите свое название экотропы (в соответствии с предложенным в задании), а также название всех 4-х станций.
5. Распределите работу между участниками проектной группы: можно по заданиям, учитывая интересы участников (а также творческий потенциал!).
6. Оформите все задания на соответствующих страницах «Маршрутной книжки».
7. Подготовьтесь к предстоящей презентации группового проекта. Презентация должна быть краткой, но отражающей всю идею вашей экотропы. Для какого посетителя рассчитана, цель тропы и ее содержание, формы работы на тропе; специфика ее оформления и общие затраты на ее создание.
Защита проектов экотроп прошла очень эффективно, вызвала интерес у всех участников экспресс-курса. Были и дискуссионные моменты. Немало оригинальных эскизов щитов (с авторскими стихами), проектов оформления мест отдыха, оборудования станций, улучшения ландшафта местности было предложено молодыми активистами. Есть надежда, что вернувшись домой, они смогут воплотить в жизнь те идеи и проекты, которые появились при групповом проектировании.
За ограниченностью объема статьи, автор не может поделиться своим опытом по подготовке других категорий обучающихся (учащихся, студентов, педагогов) к осуществлению проектной деятельности. Так как это отдельная тема, имеющая свои методические и психолого-педагогические подходы [3].
В заключении хочется отметить, что учебная экологическая тропа должна стать действительно «книгой природы», где от станции (остановки) к станции, как от страницы к странице посетители смогут познать тайны природы и проникнуться любовью к ней. То, что учебная экологическая тропа может стать «книгой природы» во многом зависит от педагогических технологий, материально-технических возможностей и желания тех, кто занимается созданием и организацией работы на маршруте тропы.

Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.