Главная / Опыт работы с детьми / Возрождение традиций Центральных туристских курсов с целью получения дополнительного профессионального образования работниками туристской отрасли и общественного актива (Дрогов И.А., Гридчина Л.А.)

Возрождение традиций Центральных туристских курсов с целью получения дополнительного профессионального образования работниками туристской отрасли и общественного актива (Дрогов И.А., Гридчина Л.А.)

Дрогов Игорь Алексеевич, к.п.н., доцент,
зам. директораГБОУ МосгорСЮТур,
профессор кафедры МКФФК РГУФКСМиТ,
Гридчина Людмила Анатольевна,
заместитель заведующего кафедрой
методики комплексных форм физической культуры
РГУФКСМиТ
Россия, Москва
В настоящее время возникла необходимость возрождения и развития системы дополнительного профессионального образования работников туристской отрасли и общественного актива через Центральные туристские курсы и сформированную сетевую систему профессиональной подготовки и непрерывного повышения квалификации граждан (далее «Система»).
Предусматривается что «Система» реализует программы специальной туристской, краеведческой и экскурсионной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и актива от интенсивной подготовки до повышения квалификации (от 5 дней до 1 года).
С учетом потребностей и возможностей обучающихся, реализуемые «Системой» программы, осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной, заочной, самообразования, стажировки, дистанционной, экстерната.
Обучение в «Системе» осуществляется, как правило, за счет средств работодателя, предоставления платных дополнительных образовательных и иных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.
Деятельность «Системы» направлена на содействие развитию отечественного социального туризма и краеведения, массового спортивно-оздоровительного туризма, повышения безопасности проведения туристских мероприятий путем подготовки и повышения квалификации туристских кадров и актива.

Основными задачами и направлениями деятельности «Системы» являются:

  1. Организация обучения специалистов детско-юношеского туризма, краеведения, работников образовательных учреждений, студентов, туристских кадров и общественного актива в территориях Российской Федерации, использование кадрового и материального потенциала учреждений профессионального и дополнительного образования.
  2. Разработка и апробация учебных планов, программ и методик обучения, учебно-методических материалов и пособий для «Системы».
  3. Разработка и распространение совместно с туристско-спортивными союзами, Союзом краеведов России, ИПК и другими организациями, учебной, методической, научно-технической, деловой информации и документации, относящейся к обучению кадров.
  4. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта работы в учебный процесс.
  5. Рассмотрение материалов на присвоение инструкторских званий лицам, прошедшим самостоятельную подготовку или прошедшим подготовку в предыдущие годы, прием экзаменов экстерном, присвоение инструкторских и судейских званий.
  6. Организация и содействие обучению, стажировка, повышение квалификации специалистов и персонала туристских фирм и организаций в России и за рубежом.
  7. Привлечение финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов для осуществления образовательной, инновационной, исследовательской деятельности.

Основные категории обучающихся:

  • инструкторы детско-юношеского туризма;
  • директора, заместители директоров центров и станций юных туристов, заведующие детскими туристскими базами и начальники лагерей, руководители подразделений, методисты, педагоги дополнительного образования образовательных учреждений;
  • экскурсоводы;
  • руководители учебных мероприятий по туризму, краеведению, ориентированию;
  • добровольные спасатели и юные туристы-спасатели;
  • тренеры и судьи, а также другие категории туристско-краеведческих кадров и актива.

Головным образовательным учреждением «Системы» являются Центральные туристские курсы. Для координации работы в «Системе» создается координационный совет, в функции которого входит:

  • рассмотрение, экспертная оценка, утверждение полномочий по подготовке и переподготовке кадров и специалистов, учебных планов и программ учебных подразделений «Системы» (территориальных филиалов);
  • поддержка актуальных проектов по проблемам обучения в «Системе».
Учебными подразделениями «Системы» являются филиалы (постоянно действующие или временные, создаваемые для проведения одного или нескольких учебных мероприятий) головного образовательного учреждения, создаваемые на базе передовых региональных туристских центров, других учреждений образования и туризма.
Обучение организуется по утвержденным и авторским учебным программам с использованием современных методов обучения: компьютеров, практических занятий, стажировок, деловых игр, учебно-тренировочных походов, тестирования по пройденному материалу, индивидуальных дополнительных занятий и т.д., гарантирующими высокое качество учебного процесса как при традиционной - очной, так и при очно-заочной форме орга­низации учебного процесса.
По окончании курса обучающимся, успешно прошедшим все этапы учебного процесса, выдается свидетельство (сертификат) установленного образца, заверенный печатью образовательного учреждения, на базе которого проходил курс обучения, который учитывается при прохождении аттестации и тарификации.
Обучаться в «Системе» имеет право любой педагог образовательного учреждения, работники туристских организаций, общественный туристский актив, другие специалисты, имеющие возможность самостоятельно или под руководством наставника выполнить учебную программу в соответствии с выработанными критериями, оформить и защитить выпускную квалификационную работу.
Возраст обучающихся не ограничивается. Зачисляются на обучение слушатели имеющие среднее, среднее специальное или высшее образование, подавшие заявление и оплатившие обучение .

Права и обязанности обучающихся определяются Законом Российской Федерации «Об образовании», типовым положением об образовательном учреждении и его уставом, кроме того, обучающиеся имеют право:

  • пользоваться материальной и учебно-методической базой, оборудованием и снаряжением, прокат которых может входить в стоимость обучения;
  • участвовать во всех видах занятий предусмотренных учебным планом, а также консультироваться у преподавателей и специалистов, проводящих занятия;
  • пользоваться системой скидок и льгот при оплате обучения, предусмотренных для льготных категорий граждан, а также обучающимся по направлению государственных служб занятости.

Слушатели, зачисленные на обучение, обязаны:

  • точно и в срок представлять выполненные задания (контрольные и курсовые работы, выпускную квалификационную работу);
  • своевременно являться на установочную и итоговую сессии, учебно-тренировочные сборы (стажировки), предусмотренные учебным процессом и расписанием.

Учебные подразделения «Системы» (филиалы) имеют право:

  • самостоятельно разрабатывать план учебной работы на год и согласовывать их с головным образовательным учреждением;
  • работать по договорным ценам и тарифам, обеспечивающим самофинансирование и самоокупаемость;
  • использовать допустимые формы хозяйственно-финансовой деятельности в рамках действующего законодательства ;
  • осуществлять подбор необходимых для учебного процесса методических материалов и программ;
  • выбирать систему оценок, формы, порядок и периодичность проведения аттестации обучающихся;
  • создавать экспертный совет из своих сотрудников и привлеченных лиц, высококвалифицированных специалистов известных своей научной и педагогической деятельностью;
  • производить экспертную оценку выпускных квалификационных работ обучающихся, рецензировать и выносить решения об их отклонении или допуске к защите;
  • выдавать обучающимся удостоверения, свидетельства (сертификаты) о прохождении курса обучения (повышения квалификации);
  • выполнять работы, предоставлять услуги по хозяйственным договорам и социальным заказам;
  • отчислять слушателей, не выполнивших учебные программы.

Учебные подразделения обязаны:

  • строить свои отношения с Центральными туристскими курсами (головным образовательным учреждением) на основе договоров;
  • своевременно представлять годовые отчеты головному образовательному учреждению;
  • по согласованию с головным образовательным учреждением, создавать, на базе передовых учреждений туризма региональные филиалы;
  • проводить учебный процесс на высоком профессиональном уровне;
  • своевременно информировать обучающихся о сроках и месте проведения сессий, учебно-тренировочных походов, стажировок и других учебных мероприятий.

 Источник: «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.