Главная / Опыт работы с детьми / ОПЫТ РАБОТЫ ПРОФИЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ / Программно-методическое обеспечение эколого-туристского и краеведческо-патриотического передвижного палаточного лагеря «Тамерлан» (Бормотов И.В., Республика Адыгея)
Программно-методическое обеспечение эколого-туристского и краеведческо-патриотического передвижного палаточного лагеря «Тамерлан» (Бормотов И.В., Республика Адыгея)
Бормотов Иван Васильевич,
к.п.н., доцент кафедры экономики и управления
туризмозмом и гостиничным хозяйством
Майкопского технологического института,
мастер спорта СССР по туризму,
ги-проводник международного класса,
заслуженный путешественник России,
Россия, Республика Адыгея
Данный проект программы проведения детских передвижных туристских (палаточных) лагерей, профильных смен туристско-краеведческой направленности, походов и экспедиций в Республике Адыгея в 2013 году, предусматривает широкую информированность о деятельности лагеря. С периодичностью в 3-4 дня на сайте лагеря публикуются фотографии мероприятий и детей, новости лагеря о прошедшем дне. Во время лагерной смены ежедневно отслеживаются сообщения на форуме и при необходимости оперативно решаются все возникающие вопросы.
Разработка данной программы организации каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников за пределами города, в условиях природной среды Западного Кавказа;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Основа деятельности любого детского оздоровительного лагеря – это вариативная программа. Сегодня в педагогической практике организации отдыха детей доминирующим является «вариативно-программный подход». Разработаны, апробированы и наработаны сотни программ деятельности лагерей. Практически большинство из них представляют программы смен, из которых и вырисовывается педагогическое лицо лагеря.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях горного оздоровительного лагеря.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной смены. В лагере будут работать кружки: туристский, спортивный, художественный.
Основной заботой руководства туристского лагеря является комплексное и многогранное развитие ребенка, среди которого в лагере применяется:
- Социальное развитие: адаптация к новому окружению и новой природной среде, нахождение «своего» места в детском коллективе;
- Физкультурно-оздоровительное развитие, спортивное: гимнастика, походы, экскурсии, соревнования, спортивные секции;
- Познавательное развитие: открытие разнообразия и красоты окружающего горного мира Западного Кавказа; научиться беречь природу, вести себя достойно на природе, научиться быть в ответе за свои действия на природе; знакомство с региональными природными достопримечательностями через экскурсии и походы;
- Эстетическое развитие: через красоту гор, заповедного леса, посещение музеев, (выезд в музей заповедника), памятников древней мегалитической культуры (дольменов) и объектов старинной архитектуры (каменный казачий мост и монастырь);
- Творческое развитие: выступления детей на концертах художественной самодеятельности, праздниках, участие в соревнованиях, конкурсах рисунков, поделок из местных предметов;
- Экологическое, краеведческое, этнографическое развитие: через походы и экскурсии, как пешеходные, так и автобусные. Воспитательные мероприятия заложены в экскурсионных методичках экскурсий и путевой информации походов, проводимых по местам боевой славы, к памятникам природы и в зону природного резервата Кавказского биосферного заповедника.
- Культурно-развлекательное направление: сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры, викторины, конкурсы поделок, стенгазет, рисунков, лучших исполнителей отрядной песни, КВН, тематические дни;
- Туристское направление: проходит по программе обучения детей туристским навыкам, предусмотренным нормативами на значок «Турист России», в которую входит: топографическая, физическая подготовка юного туриста; краеведческие наблюдения, фиксирование их в походе; изучение и охрана памятников истории и культуры; наблюдение за погодой в походе; туристское снаряжение; туристский быт; гигиена туриста, первая помощь в походе; подведение итогов похода; туристские соревнования.
- Гигиеническое воспитание. С детьми изучаются: «Правила личной гигиены», «Правила санитарно-гигиенического поведения на туристской стоянке, тропе, лагере».
- Валеологическое воспитание.
Основной состав лагеря – это учащиеся образовательных учреждений России. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, из семей чернобыльцев, из семей, имеющих родителей пенсионеров, а также детям, чьи семьи находятся в трудной жизненной ситуации. Деятельность детей во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 12 человек.
Время и место проведения:
Детский оздоровительный передвижной туристский палаточный лагерь «Тамерлан» расположен на живописной поляне у скального отрога «Чёрный камень» в окрестностях села Хамышки, на берегу горной реки Белой. Он непосредственно прилегает к горно-лесным массивам Кавказского государственного биосферного природного заповедника. Детский лагерь расположен в лесном массиве с буковыми и хвойными деревьями, полностью огорожен, соответствует всем требованиям Роспотребнадзора и имеет развитую инфраструктуру для разнопланового и увлекательного отдыха детей.
Продолжительность лагерной смены: 12 дней.
Участники: к участию в оздоровительном лагере допускаются дети 12-16 лет. Состав отряда 10-12 человек плюс руководитель (старше 18 лет).
Условия размещения:
Отряды размещаются в полевых условиях в палатках с самостоятельным приготовлением пищи.
Направление работы с детьми в профильном лагере.
Туристский передвижной палаточный лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных направлений и досуговых мероприятий (художественный, военно-патриотический, фото, экологический, натуралистский, экстрим и др.). Лагерь имеет эколого-туристский и краеведческо-патриотический профиль.
В профильных лагерях детей делят на группы по возрасту, по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок, в течение года посещающий какой-то кружок, за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом.
Особенно интересны такие лагеря для детей с равнинных территорий России, где дикая природа гор для них необычна и интересна. Где царит романтика песен у костра, тренировка выносливости на каменистых горных маршрутах. Здесь с обучением основам экологии и туризма даются увлекательные экскурсионные поездки, захватывающие спортивные мероприятия и приключенческие походы в высокогорье Западного Кавказа.
В основе профильного лагеря лежит учебно-воспитательная, оздоровительная и краеведческая работа с детьми. Она построена из 8 основных профилирующих направлениях, объединенных в одну комплексную программу, которая объединена в одну сюжетно-ролевую игру: «Горные стрелки».
Ролевая игра «Горные стрелки» − это есть воспроизведение некоей реальности, проходившей в годы Великой Отечественной войны. Тогда в горах Западного Кавказа горные стрелки Красной армии и горные стрелки из элитной дивизии «Эдельвейс» горных войск вермахта столкнулись в противоборстве. Красноармейцы победили фашистов и сбросили их с перевалов Кавказа. Ролевая игра – это возможность решить проблему, воспитания и обучения подростков в природной среде. Ролевая игра – это погружение в параллельный мир подготовки горных стрелков проходившей в период Второй Мировой войны. В ролевой игре дети учатся в условиях реально природной среды, кроме того, отлично отдыхают, общаются и радуются жизни.
Практически ролевая игра представляет собою саморазвивающийся сюжет с открытым финалом. Есть информация известная всем, есть информация только для детей и с её помощью они должны решить поставленные перед ними «боевые» задачи – научиться защищать родные рубежи от «неприятеля», овладеть техникой передвижения в горах, ориентированием, маскировкой, разведкой местности. То есть для юношей эта ролевая игра еще и дает представление о воинской службе пограничника и воина горного спецназа.
Учебно-воспитательное направление: предусматривает обучение детей основам туризма по программе, предусмотренной на значок «Турист России» (установка палатки, укладка рюкзака, розжиг костра, ориентирование на местности, приготовление пищи на костре, оказание первой медицинской помощи, вязка туристских узлов, владение альпийской страховкой и самостраховкой). Изучение истории Адыгеи, ознакомление с бытом, нравами и обычаями адыгов. Дети услышат черкесские легенды. Изучение географии, природоведения, ботаники, основ эстетики и фотографирования даются в процессе работы с детьми в лагере и походах.
В условиях лагеря на природной практике продолжают закреплять знания, полученные в школе по предметам: ботанике, географии, обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Туристско-экскурсионное направление:
детей научат в условиях горного похода делать шалаши, ориентироваться и передвигаться по пересеченной местности; на практике изучить темп, ритм, порядок и скорость передвижения группы; расскажут и покажут опасности гор; научат различать съедобные и несъедобные ягоды и грибы, опасные насекомые и пресмыкающиеся, обучат как должен вести себя ребенок в экстремальной ситуации в условиях гор. Дети научатся владеть альпинистской страховкой и элементарным приемам скалолазания.
Физкультурно-оздоровительное: ежедневная.
Маршрут лагеря к горным водопадам реки Бзыха объявлен «экологической тропой лагеря». Дети из лагеря следят за тем чтобы другие «дикие» туристы не оставляли после себя мусор, не губили деревья.
Краеведческое: изучение топонимики Западного Кавказа, легенд и преданий, нравов и обычаев казаков и горцев, древней истории и культуры народов Кавказа.
Культурно-массовое: с детьми проводятся викторины, конкурсы, выставки, мероприятия по различным игровым сценариям, сюжетно-ролевые игры, танцевальные вечера и концерты художественной самодеятельности.
Военно-патриотическое: на основе реальных событий проходивших в августе 1942 года в окрестностях села Хамышки, с посещением окопов, траншей, братских могил проводится патриотическая воспитательная работа с детьми. Рассказываются факты героизма того времени и показываются трофеи Великой Отечественной войны.
Геолого-минералогическое: изучаются местные геологические породы; посещаются старые гранитные штольни и разрушенные кальцитовые штольни на скале Раскол.
Валеологическое направление работ: занятия с детьми с элементами тренинга: беседы по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; Предусмотрена С-витаминизация, йодизация продуктов питания для детей.
Применяется сюжетно-ролевая игра «Горные стрелки». На основе игры предусматривается обучение детей основам выживания в горных условиях, прививают навыки передвижения по горной и лесистой местности. На примере подготовки боевых действий горных стрелков Рабоче-Крестьянской Красной армии, защищавших перевалы Кавказа в 1942 году, детям даются знания, которые применяли советские воины в годы войны. Среди них разведка (развитие наблюдательности, бесшумного хождения в лесу, маскировка местными предметами, выбор оптимального участка и сектора для встречи условного противника. В военно-патриотической подготовке детей предусматривается соревновательность между отрядами в спортивных играх. Кроме того, производится: сбор образцов горных пород для лагерной коллекции минералов, изучение и сбор для лагерного гербария лесных лекарственных трав и дикорастущих съедобных плодов. Конкурсы на лучший бивак, стенгазету, рисунок на камне и т.д.
Подход программы к детскому отдыху заключается в спортивно-игровой основе лагерной смены. В процессе игры в условиях гор детям прививается наблюдательность, бесшумное передвижение разведчика, маскировка, ориентирование по местности по лесным предметам и карте, владение компасом, рисовка кроков и абрисов.
Источник: Сборник. «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.