Главная / Опыт работы с детьми / Зарубежный опыт / Картографический метод исследования родного края – основа школьно-краеведческого атласа (Имангулова Т.В., Казахстан)

Картографический метод исследования родного края – основа школьно-краеведческого атласа (Имангулова Т.В., Казахстан)

Имангулова Татьяна Васильевна, к.п.н., доцент,
декан факультета «Туризм»
Казахская академия спорта и туризма
Казахстан, г. Алма-Аты

Теорию наглядности в обучении разрабатывали многие дидакты и методисты: Я.Коменский, Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов и другие. Школьно-краеведческий атлас, как наглядное средство, формирует у школьников умение наблюдать, описывать, анализировать и обобщать. Этот позволяет эффективно управлять учебно-познавательной деятельностью обучающихся и способствует формированию полноценных образов изучаемых понятий, что и является основой дидактики.

Любая местность имеет свой рельеф, климат, воды, почвы, растительный и животный мир, население. Изучение местности начинают с исследования составляющих её компонентов, а затем уже выявляют взаимосвязи и взаимодействия между собой всех этих природных компонентов.
В процессе физико-географического исследования родного края выявляется местная специфика природных компонентов, их территориальных сочетаний, типичные явления, уникальные её объекты и связанные с ними процессы.
Общая физико-географическая характеристика родного края включает следующие разделы: геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности; климатические условия; гидрологические условия; почвенный покров; растительность; животный мир.
 Эти разделы физико-географической характеристики составляют основное направление краеведческого изучения природы. Попутно с этим могут быть выявлены местные природные достопримечательности и памятники природы, требующие особенно пристального внимания краеведов, подробного их исследования и охраны.
Картографический метод исследования дает возможность сосредоточиться на главном – создать стержневой образ темы, помогающий усвоению, запоминанию материала и удобный способ проверки знаний; помогает развивать у учащихся логическую последовательность мышления, воображения, наблюдательность; намного повышает интерес к изучаемому материалу, способствует воспитанию любви к родному краю.
Для сбора краеведческого материала использовали методы: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетирование, фотографирование и киносъемка.
Данные методы позволили вести непрерывные наблюдения над различными местными природными компонентами, обследовать все места изучаемой территории, вникнуть в производственные особенности местных предприятий и понять внутренние взаимосвязи в природе и в хозяйстве, связи между природой и хозяйством, проявляющиеся в пределах края.
Краеведение – это не только собирание материала, но и его осмысливание и общение. Результаты исследований должны систематизироваться, обрабатываться в расчете на их использование в учебных и других занятиях. Собранный краеведческий материал можно проанализировать и систематизировать графически – в виде картосхем для школьно-краеведческого атласа.
Составление различных картосхем, – важнейшая часть исследования. В.С. Преображенский пишет: «… карта, фиксирующая материалы одного этапа исследований, может стать для следующего этапа направляющим документом. Особая ценность картографического метода для ландшафтоведения определяется ещё и тем, что с составлением карты неразрывно связан цикл работ по систематизации природных комплексов».
Графическая наглядность помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений. Этому в первую очередь служат географические карты или картосхемы. Н.Н. Баранский подчеркивает «1) Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент географического исследования; 2) Карта – стимул к заполнению пустых мест; 3) Карта – средство к выявлению географических закономерностей; 4) Карта – необходимый посредник между крайне неограниченным в охвате своего непосредственного наблюдения человеком и громадным по своим размерам объектам географического исследования – поверхностью земного шара; 5) Карта – «второй язык» географии; 6) Карта – один из критериев географичности».
Я.Д. Зеккеля, писавшего: «Когда географ исследует природу, какой либо местности, карта помогает ему в ней разобраться. Только карта даёт более или менее полное и главное, общее представление о данной местности».
 В.С. Преображенский пишет: «…карта, фиксирующая материалы одного этапа исследований, может стать для следующего этапа направляющим документом. Особая ценность картографического метода для ландшафтоведения определяется ещё и тем, что с составлением карты неразрывно связан цикл работ по систематизации природных комплексов».
Картосхема – это упрощенная карта, лишенная картографической сетки, содержание которой ограниченно элементами, важными для понимания ее сюжета.
Картографическое обобщение-процесс отбора, показываемых на картосхеме предметов и явлений, обобщение их начертаний (контуров), выделение характерных деталей, а также количественных и качественных характеристик с целью отображения самых существенных, типичных свойств и характерных особенностей местности. На картосхеме устраняются второстепенные детали, выявляют существенные, чем усиливают ее познавательную сущность.
 Для изображения на картосхемах объектов земной поверхности, их количественных и качественных особенностей, взаимосвязей, перемещений и изменений во времени применяли различные картографические обозначения: значки, линейные знаки движения, изолинии, ареалы, качественный фон, точечный способ и др.
 Место положения объектов, не выражающихся в масштабе карты, изображают значковым способом, например, населенные пункты.
 Способом ареалов отображают разные явления, занимающие определённые площади, например, области распространения каких-либо видов птиц, зверей и др. Площади распространения этих явлений оконтуриваются замкнутой кривой линией, выделяются краской или штриховкой, отличаются буквами, особыми знаками или рисунками.
 Способ качественного фона используется для передачи качественных характеристик явлений, имеющих сплошное или рассеянное распространение на земной поверхности. Качественные различия частей отражаются окраской или штриховкой, например, картосхемы по почвам, геоботанические, населения и др.
Возможны два основных способа представления картосхем как наглядных пособий: изготовление их больших размеров как обычных стенных карт; воспроизведение картосхем (как самодельных, так и готовых, печатных) на экране с помощью эпидиаскопа и других технических средств.
 Создание и демонстрация картосхем очень привлекает нас к краеведению. «Ничто не может так стимулировать учащихся к работе, как обзор результатов этой работы, убеждение в их использовании и в их полезности; равно как ничто не может так испортить даже хорошо начатое дело, как такое положение, когда результатов проделанной ранее работы нигде не видно или они лежат без всякого использования», – писал Н.Н. Баранский.
Для успешного создания картосхем в краеведении, прежде всего, необходимо: ясно представлять себе те основные наглядные графические формы, в которые должен воплотиться исследуемый материал; уметь находить и собирать первоисточники для создания графического материала; необходимо продумать рациональную форму организации работ над картосхемой.
 Для создания различных картосхем района была создана картографическая основа-конкур (границы) района. На практике это можно сделать путем выкопировки из схематического плана района или «привязки» данной выкопировки к другим картам.
 Следующий этап работы – это картографическое моделирование. Одним из первых это понятие употребил К.А.Салищев. он писал: «…Что такое картографическое изображение? Это образно-знаковые модели, воспроизводящие ту или иную часть в схематизированной и наглядной форме. Картографическому моделированию доступны не только внешние формы, но также сущность, внутреннее содержание явлений. И эти модели служат нам не только для реализации накопленных знаний, но также как средство приобретения новых знаний».
Картографическая модель строится с учетом общефилософских категорий, как абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез. Моделирование продолжается картографической генерализацией − это отбор на картосхеме главного, существенного и целенаправленное обобщение в соответствии с назначением картосхемы.
 Далее с помощью знаков составляется целостное картографическое изображение, это самая важная часть тематической картосхемы. Важнейший элемент картосхемы – её легенда, т.е. система использованных на картосхеме условных обозначений и пояснений к ним.
 В результате моделирования создается картосхема – образно-знаковая модель. У нее есть достоинства и недостатки. Этот субъективный образ объективной действительности обладает свойствами: избирательностью и синтетичностью. Избирательность состоит в том, что картографическая модель способна раздельно изображать те факты, явления, процессы, которые в реальной действительности действуют совместно. Синтетичность – обеспечивает целостное изображение явлений и процессов, которые в реальных условиях протекают изолированно. В результате такой работы получаем картосхему – вспомогательный графический материал.
 Школьно-краеведческий атлас «Мамлютского района Северо-Казахстанской области» – это систематизированное собрание краеведческого материала в 19 картосхемах с краткой характеристикой и иллюстрациями природных компонентов, населения и экономики района. Объем атласа – 34 страницы.
 По назначению школьно-краеведческий атлас «Мамлютского района Северо-Казахстанской области» можно рассматривать как учебно-справочный, предназначенный школе и широкому кругу читателей. Учителя могут использовать его на уроках краеведения, а также на прикладных курсах по географии, экологии, биологии, химии, истории, начальных классов, поскольку в нем собраны все картосхемы, необходимые для характеристики Мамлютского района.
По содержанию картосхемы данной работы тематические. Образуют две группы: картосхемы природных и социально-экономические явлений:
- Первым блоком представлена картосхема административно – территориального деления района, где зрительно и ярко видны границы Мамлютского района, сельских округов, нанесены центральные усадьбы сельских округов, села, отражена транспортная сеть (железная дорога, автомобильные дороги), сделаны надписи, которые легко читаются, а также можно выделить «промежуточное положение» района между районами области и по отношению к государственной границе Республики Казахстан.
Раздел картосхем природы традиционно открывает физическая и геологическая картосхемы дающие читателю представление о существующих формах земной поверхности района – рельефе и залеганию горных пород.
Картосхема поверхностных вод. Размещение озер по территории Мамлютского района неравномерное. Причина неравномерности в размещении озер заключается в особенностях рельефа и климатических условиях.
Картосхема почв сопровождается легендой, которая позволяет сделать анализ распространения почвенного покрова на территории района. Например, с севера на юг простирается комплекс чернозёмов солонцеватых среднегумусных с солонцами и солодями. Они расположены на гривообразных повышениях и являются пригодными для развития сельского хозяйства-растениеводства, обладают высоким плодородием.
На картосхеме растительности осуществили перенос реальных объектов (площадей леса) в условно создаваемую картосхему, где используя различные цвета фоновой окраски, показали границы лесничеств с указанием лесистости каждого лесничества, а также показаны значками преобладающие породы древесной растительности (береза, осина).
Картосхема животного мира – цветовым фоном выделены ландшафтные зоны: южная и южная колочная лесостепь и можно рассмотреть ареал (площадь) распространения основных видов животных и птиц Мамлютского района.
Картосхема природно-рекреационных ресурсов, на которой показаны интересные, уникальные объекты природы и границы Мамлютского государственного природного заказника, промысловые водоемы, находящиеся на его территории, транспортную сеть и населенные пункты.
Второй блок посвящен населению и хозяйству. Раздел по населению – это семь картосхем демографической характеристики: численности и плотности населения по сельским округам, миграции, соотношении численности мужчин и женщин, трудовых ресурсов, рождаемости, смертности и естественного прироста (на 1000 жителей трудоспособного населения).
Блок картосхем социальной инфраструктуры включает здравоохранение и образование. Большой интерес вызывает картосхема образования, на которой показаны все типы учебных заведений и дошкольные учреждения, а также вид языка обучения на территории района.
Картосхема здравоохранения показывает местоположение действующих врачебных амбулаторий, медицинских пунктов и границы обслуживания врачебных амбулаторий района.
На картосхеме сельского хозяйства показана структура сельскохозяйственных земель по бонитету пашни, отображается уровень производства зерна, поголовье крупно-рогатого скота, коров, свиней, лошадей, овец, коз и птицы по сельским округам.
Изучение каждой картосхемы школьно-краеведческого атласа в отдельности и комплекса картосхем дает возможность читателю не только представить природные и экономические условия района, но и понять и спрогнозировать причины возникновения той или иной ситуации, и в частности экологической. Самодельные картосхемы можно воспроизвести на экран с помощью мультимедиа и на компьютере.
Школьно-краеведческий атлас − это наглядный результат физико-географического исследования родного края, обобщение и систематизация краеведческого материала. Жизнь идет вперед, окружающая нас природа и действительность находятся в постоянном развитии, изменении. Эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения краеведческого материала, следовательно, для создания новых картосхем.

 Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.