Главная / Опыт работы с детьми / Специальная подготовка учащихся кадетских классов, дисциплина «Поисково-спасательные работы» (Махов И.И., Махов И.В., Россия, г. Белгород)

Специальная подготовка учащихся кадетских классов, дисциплина «Поисково-спасательные работы» (Махов И.И., Махов И.В., Россия, г. Белгород)

Махов Игорь Игоревич,к.п.н.,
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 11 г. Белгорода
Махов И.В. , заслуженный учитель РФ,
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 11 г. Белгорода
Россия, г. Белгород
В программу большинства кадетских классов «Спасатели МЧС» включается раздел «Поисково-спасательные работы». Данный раздел входит в программы дополнительного образования по спортивному туризму, содержит теоретические вопросы и практические задания, связанные с проверкой умений юных спасателей действовать, оказавшись в нестандартной ситуации, оказывать первую помощь и транспортировать по пересеченной местности пострадавших. Анализ методических разработок по организации данной дисциплины в других учебных заведениях города и области показал, что туристские задания и упражнения, их содержание и планирование препятствий в условиях зала и школьной площадки вызывают сложности у учителей.
На наш взгляд, это обусловлено рядом причин. Во-первых, туризм как отдельная дисциплина не входит в школьный курс. Во вторых, перечень препятствий, включающихся в программу дисциплины «Поисково-спасательные работы», специфичен, и зачастую в школе нет необходимого снаряжения и инвентаря для моделирования различных учебных ситуаций.
Несмотря на это, с каждым годом увеличивается количество кадетских классов, повышаются требования к подготовке кадетов-спасателей. Таким образом, для качественной подготовки в кадетских классах учителям необходимо совершенствовать программы, находить новые формы работы, направленные на формирование специальных умений и навыков выживания и организация спасательных работ в природной среде.
Возникает вопрос, возможна ли современная подготовка кадетов, если в большинстве школ отсутствует туристское оборудование и снаряжение, недостаточно разработано программно-методическое обеспечение, необходимое для изучения дисциплины «Поисково-спасательные работы».
Многолетний туристский опыт позволяет утверждать, что для эффективной подготовки юных спасателей наличие специального дорогостоящего снаряжения на первых этапах обучения не обязательно. Задания для кадетов можно составлять таким образом, что выполнение их не потребует серьёзного страховочного снаряжения и специального полигона.
Отсутствие программно-методического обеспечения для знакомства с основами туристской подготовки можно также компенсировать существующими программами дополнительного образования детейпо спортивному туризму «Юные туристы-спасатели» (Дрогов И.А., 2004 г), ограничиваясь теми материалами, которые возможны для использования в условиях школьного спортивного зала и пришкольной площадки.
Для качественной учебной деятельности в кадетских 5-8-х классах необходимо акцентировать подготовку на следующих программных разделах «Основы поисково-спасательных работ», «Технико-тактическая подготовка вида «Поисково-спасательные работы (ПСР)», «Ориентирование на местности», «Основы гигиены и первая доврачебная помощь».
В разделе «Основы поисково-спасательных работ» будут рассматриваться вопросы, связанные с правилами поведения спасателей, техникой безопасности на занятиях и на местности, вопросы воспитания (взаимоотношения в коллективе, взаимопомощь, выполнение своих обязанностей). Перечень представленных тем даёт учащимся более широкое представление о дисциплине в целом.
В разделе «Технико-тактическая подготовка вида «Поисково-спасательные работы (ПСР)» предполагается обучение юных спасателей техническим видам личной и командной техники спасательных работ. Здесь учащиеся кадетских классов будут учиться работать с туристским снаряжением, преодолевать препятствия по верёвочным перилам, организовывать страховку и транспортировать пострадавшего по несложным препятствиям. Подготовка по данному разделу организуется по следующему алгоритму: обучение индивидуальному преодолению простых препятствий, затем обучение спасателей преодолению препятствия группой, и преодоление данного препятствия группой с транспортировкой условного пострадавшего, в роли которого лучше использовать манекен или условный груз.
Следует остановиться на выборе препятствий для обучения в кадетских классах. Выбираем препятствия из тех, что часто встречаются в походах, например: переправа по бревну с перилами и без них, преодоление болота по кочкам или кладям из жердей − гать, преодоление спусков и подъёмом и т.д.
Один из самых часто встречающихся способов преодоления препятствий по бревну. Задача данного задания научить учащихся преодолевать ручей, болото, овраг, канаву по бревну.
Для обучения можно использовать стандартное и нестандартное оборудование: перевёрнутая гимнастическая скамейка, доски, гимнастическое бревно, установленное на высоте 30 см, или просто обозначив его условно мелом на полу. Отрабатываем действия преодоления препятствий по одному, группой и с условно пострадавшим. Здесь можно задействовать и верёвочные перила, менять задания, добавлять наведение и снятие перил, учить преодолевать с маятниковой периллой и т.д.
Задание «Кочки» предназначено для обучения преодоления естественного препятствия (болота). Задача данного этапа научить преодолевать его группой и с пострадавшим.
Препятствие оборудуется с помощью искусственных кочек (кругов из линолеума, ковриков, деревянных устойчивых брусков), которые устанавливаются зигзагообразно, чтобы в середине этапа происходила вынужденная смена толчковой ноги. Расстояние между кочками варьируется от подготовленности спасателей от 60 до 120 см.
Задание «Переправа с помощью верёвочного маятника». Отличие данного задания от вышеперечисленных, что в нём нет опор, кочек, бревен. Переправа осуществляется с помощью маятниковой верёвки. Задача данного этапа − научить школьников преодолевать ручей, сухой овраг (контрольный участок), используя маятниковую вертикальную веревку. Следует подыскать место, где можно закрепить веревку вверху. В зале верёвку можно повесить в крепление для каната, если нет такой возможности, можно использовать высокую гимнастическую перекладину.
На методике обучения подробно не останавливаемся, так как способы прохождения перечисленных туристских препятствий и многих других можно найти в туристской литературе.
Более сложные задания в программу дисциплины «Поисково-спасательные работы» не включаются осознанно, так как они достаточно опасные и требуют специального страховочного снаряжения и дополнительной туристской подготовки.
Предложенные задания наиболее доступны и позволяют создать общее представление о туристской деятельности у будущих спасателей, которые до этого туризмом не занимались. Также из этих заданий возможно скомбинировать разнообразные соревновательные эстафеты, что позволит образовательный процесс сделать более интересным и познавательным.
В разделе «Ориентирование на местности» кадеты знакомятся с компасом, картой, топографическими знаками, учатся ориентировать карту по компасу, брать азимут и искать по легенде карты условного пострадавшего.
Важно помнить, что теоретическая подготовка кадетов непременно должна чередоваться с практическим их закреплением. На занятии необходимо неоднократно практически повторять такие темы, как, организация и снятие верёвочных перил, оказание первой доврачебной помощи, организация транспортировочных носилок, ориентирование карты по компасу, очистка воды с помощью медикаментов аптечки.
Отдельно необходимо остановиться на обучении вязке туристских узлов. Научиться вязать туристские узлы необходимо каждому спасателю, также важно знать их название, практическое использование, уметь правильно применить полученные навыки в нужной ситуации.
Для удобства восприятия рекомендуем условно разделить все изучаемые узлы по назначению: для связывания верёвок одинакового диаметра («Прямой», «Встречный»); для связывания верёвок разной толщины («Шкотовый», «Брамшкотовый»); для привязывания верёвки к опоре («Удавка», «Булинь»); для крепления на верёвке карабинов («Проводник», «Восьмёрка-проводник»). Рисунок, а также способы вязки узлов широко представлены в туристской литературе и Интернете, поэтому останавливаться на этом нет необходимости.
Туристские задания доступны любому учителю. Они не требуют специальных знаний, туристского оборудования и позволяют, используя педагогический потенциал туризма, решать многие образовательные задачи с кадетами разного возраста.

Источник: Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.