Главная / Опыт работы с детьми / ОПЫТ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / Создание системы туристско-краеведческой деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне (Тарарушкин Н.М., г.Ростов Великий)

Создание системы туристско-краеведческой деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне (Тарарушкин Н.М., г.Ростов Великий))

Тарарушкин Николай Михайлович,
заслуженный учитель РФ,
директор станции юных туристов
г.Ростова Великого Ярославской области
Создание СИСТЕМЫ туристско-краеведческой деятельности (ТКД) – единственный путь выживания, развития детско-юношеского туризма и краеведения. Целью создания такой системы является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом и краеведением.
ТКД является одной из 10 направленностей в системе дополнительного образования (ДО), и в тоже время элементы практически всех остальных направлений взаимно используются в развитой системе ТКД. Такое же пересечение содержания, форм существует у ТКД со сферой общего образования, образовательного потенциала социума.
    Развивающаяся в рамках ФГОСов 2-го поколения система внеурочной деятельности («внеурочки») в каждом общеобразовательном учреждении, заставляет нас переосмыслить роль и место дополнительного образования. С одной стороны, оно является частью этой деятельности, с другой, по-прежнему остаётся востребованным процессом обучения и воспитания,  позволяющим обучающемуся приобрести и максимально реализовать потребность в познании и творчестве, самореализоваться и самоопределиться личностно и профессионально. Перед внеурочкой стоит задача 100% охвата обучающихся различными формами внеклассной деятельности (задача школе поставлена, обязанности есть, но нет прав; например, в США аналогичная внеурочка – реальный компонент общего образования, недобрал здесь баллов, не переводишься в следующий класс). ДО работает на добровольной основе с детьми, но, в отличие от стабильно финансируемой из регионального бюджета внеурочки, здесь муниципальное задание и субсидия определяется учредителем. Это эксперимент Министерства образования: или кто-то победит, или возможны варианты мирного сосуществования, например, для дополнительного образования самый привлекательный: во внеурочке дети, которые не попали в группы ДО.
Выдвигается гипотеза создания конкурентно способной модели системы ТКД в образовательном учреждении и муниципальной модели детско-юношеского туризма и краеведения в муниципальном районе, городе.
Задача региональных и федеральных учреждений помогать в создании этой системы в муниципальных образованиях, создавая условия, объединяя педагогический потенциал районов, регионов, а не замыкаться в работе «внутри себя», уходя на уровень вниз. Именно логическая сумма муниципальных систем и является региональной, а считать системой образовательную программу регионального учреждениям – это вернуться к 50-м годам прошлого века.
В любой школе, во многих учреждениях дополнительного образования ведётся туристско-краеведческая работа; школой, семьей используются активные формы туризма, минимум – однодневные прогулки, экскурсии, игры, соревнования, конкурсы, викторины и т.д. Активизировалась ТКД различных учреждений, общественных организаций. Эта деятельность может функционировать стихийно или быть скоординированной, организованной в рамках класса, школы, района, области, в рамках соответствующего уровня системы.
Система ТКД «стоит» на 3-х «опорах» – программно-методическом и ресурсном обеспечении, решении кадровых проблем при условии эффективного перспективного и годового планирования и организации этой работы.
  1. Модернизация программно-методического обеспечения – для педагогов, обучающихся и организаторов ТКД. Предложение, основной и наверно единственный вариант решения: это государственная задача, на которую должны быть направлены усилия науки, экспериментальных площадок и ресурсных центров, федеральных и региональных учреждений. Лучшие продукты этой деятельности с соблюдением авторского права, моральной (авторы получают сертификаты соответствующего уровня, можно даже виртуальные, в электронной форме, с обязательной ссылкой на его ресурс) и материальной заинтересованности, должны быть достоянием всех. А пока (вот уже 20 лет) мы только читаем, как это все здорово в отдельных регионах, на выставках издали смотрим на эти красивые брошюры, в которых тезисно что-то рассказывается.
     Рассмотрим программно-методическое обеспечение педагогов. Состояние этой сферы на муниципальном уровне можно сравнить с натуральным хозяйством в средние века, когда все «изобретали велосипед», о способах, методах других «догадывались» по результату (продукту). Педагог должен иметь сертифицированный программно-методический продукт, а не заниматься его созданием. Его задача – работать с детьми. Положительный опыт у науки имеется: в детско-юношеском туризме эта задача была решена в конце 1990-х годов – Ю.С.Константинов создал теорию, методику программного обеспечения, которая способствовала в последующие годы обеспечению этого направления успешным пакетом примерных образовательных программ. В краеведении эта задача до сих пор не решена, необходимо создать две программы первого года обучения для учащихся 4-6 классов гуманитарного и биолого-географического (естественно-научного) направления, вычленив основные модули по содержанию и формам работы в каждом направлении. Это самая трудная часть работы, но посильная для экспериментальной площадки. Если содержание направлений совершенно разное – то большинство форм одинаковое, этот модуль надо делать совместно. Модули (как у туристов) разбиваются на блоки. Идеальный вариант, если бы получилась одна программа «Юные краеведы». На какое-то время этот проект выставляется на федеральном сайте для народной экспертизы, предложений. На основе этих программ (программы) делаются 4-х годичные, базовые программы. В течение следующего, второго года можно сделать пакет программ, расширяя блоки в модуле «содержание» (юные краеведы-историки, краеведы-литераторы, краеведы-биологи, краеведы-географы и т.д.) и в модуле «формы» (активисты музея, юные экскурсоводы и т.д.).
      В течение года таким же путем можно создать для существующих образовательных программ методический, доступный для всех продукт («учебник», раздаточный материал в электронном на сайтах или «материальном», бумажном виде) для педагогов и обучающихся. Существующий ресурс для конкретного педагога – это маленькие островки в безбрежном океане, причем видны только ближайшие… Для организаторов ТКД – туроргов районов, образовательных учреждений, администрации муниципальных и региональных учреждений необходима современная концепция туристско-краеведческой деятельности, формы и методы планирования, организации этой деятельности с учетом государственно-общественного управления, нормативно-правовых вопросов, которые постоянно меняются, развиваются, заставляя периодически перерабатывать подходы к общей организации ТКД. В основе концепции ТКД лежит концепция детского туризма А.А.Остапца-Свешникова («Школа жизни – окружающий мир», краеведческий принцип в туризме). Краеведение является «щитом» для туристских центров (неоднократно отмечал Ю.С.Константинов в 1990-х годах на Всероссийских совещаниях директоров), в краеведческой работе активно используются туристские формы, методы. Отдавать краеведение в другие направления, учреждения - нельзя, желающие забрать краеведение, музеи к себе выстроились в очередь. В программах ТКД всех уровней так же должны быть элементы ориентирования, скалолазания, рафтинга, спортивного туризма и т.д., хотя они и выделились в собственные федерации, создали свою систему.
Программно-методическое обеспечение ТКД – это задача для нашей системы. Современные компьютерные технологии позволяют выстроить виртуальные с помощью Интернета цепочки «наука – площадка – регионы – учреждения», а традиционный конкурс методических материалов превратить в управляемый механизм создания «народного» учебника, пособия для педагога, программ и т.д. Федеральный, региональные центры обеспечивают финальную экспертизу по размещению материала на своем сайте, по выпуску пособий, а основная работа идет на экспериментальных площадках, ресурсных центров всех уровней. Региональные или муниципальные учреждения, на базе которых работают эти площадки, ресурсные центры, открыты для всех с помощью своих сайтов. Любой педагог, любой отдел, центр может включиться в работу, автоматически становясь ресурсным центром, получая соответствующий сертификат. Вклад педагогов виден по ссылкам на авторов. Примерно так на Украине за 1,5 года был создан «народный» учебник для государственной «Малой Академии наук» – это государственный подход. Второй вариант организации содержания, форм, результатов отдельных направлений ТКД – создание виртуальной пирамиды: в регионе на сайте региональный контент со ссылками на муниципальный, на сайте федеральных центров – федеральный со ссылками на региональные и другие сайты. Ну и, конечно, периодическая экспертиза, замена материала. Первый шаг сделан – это социально-педагогический проект ФГБОУ ДОД ФЦДЮТиК «Приглашение к путешествию» по созданию всероссийской Системы туристских маршрутов.

 2. Совершенствование ресурсного (материально- технического) обеспечения это – второе направление совершенствования системы ТКД. Чаще всего учредитель выделяет средства на зарплату и «коммуналку» – это субсидия на задание (муниципальное, государственное), остальное – внебюджет и гранты, родители, спонсоры. У нас же есть пример получения учреждениями «технического задания» – плана массовых мероприятий, плана летней работы, и финансирования в виде «субсидии на иные цели» для его выполнения, как на муниципальном, так и на областном уровне. Реализация этого варианта в других регионах, на федеральном уровне – способ финансирования проведения системообразующих мероприятий. «Хозрасчет» привел к исчезновению участия в них «бедных» районов, регионов. Субсидии без всяких конкурсов, тендеров на выполнение технического задания один из вариантов финансирования мероприятий.

 3. Развитие кадрового потенциала сферы ТКД – это повышение квалификации педагогов, вопросы материального и морального стимулирования, для которого с 01.01.2014 года вводится «эффективный контракт», зарплаты. Это чисто государственная задача, где мы немного участвуем в первых 2-х направлениях и ждем (года через 2-4) принятия решения о переводе финансирования заработной платы на региональный (федеральный) уровень.

А вот вопрос повышения квалификации педагогов – наша задача. «Народный» учебник для детей, методическое пособие, электронный ресурс нужен в первую очередь для обучения инструкторов ДЮТ, для самообразования, работы курсов повышения квалификации.

 4. Совершенствование планирования, организации деятельности сферы ДОД – это условие успешности функционирования системы ТКД, задача для работников этой сферы.

 Современные условия жизни предоставили неограниченную свободу выбора форм, методов, содержания ТКД, этой свободой образовательные учреждения распоряжаются не всегда в интересах детей. Субъектами ТКД являются обучающиеся, родители, педагоги, общественность, различные организации. Центральное место здесь занимает ребёнок- конкретная личность. Роль остальных – выполнять социальный заказ, направленный на развитие личности обучающихся средствами ТКД. Для учреждений районного звена заказ должен исходить от родителей, детей и от учредителя – управления образования. Для регионального звена – так же первым субъектом являются районы, т.к. они представляют детей и родителей. Несоблюдение этого условия ведет к отрыву учреждения от жизни, его самоизоляции, превращения в «элитный» островок, а в дальнейшем к медленному умиранию. Выход в договорных отношениях: с учредителем в виде задания, плана, со школами, с родителями, детьми по схеме – анкета, свои предложения, совместное планирование – на уровне района; такая же работа у региональных центров с районами через муниципальные органы управления образованием и учреждения дополнительного образования.
Можно выделить два направления этого планирования: перспективное в виде программы развития и годовое, сформулировать некоторые основные современные условия, требования к содержанию и формам планирования.

Перспективное планирование деятельности на 3-5 лет:

Основные формы – программы развития ТКД и образовательные программы «ведущих» учреждений, отвечающих за функционирование ТКД в районе, регионе. Организатор ТКД района (школы, области) – центр туризма и краеведения, отдел или даже один специалист, может занимать выжидательную позицию, занимаясь только внутренней работой (например, ЦДЮТур- своими учебными группами), лишь выполняя отдельные заказы, указания сверху, или, наоборот, быть центром системы ТКД района (школы, области).
Концептуальные основы программы развития должны быть сформулированы вначале на федеральном уровне. Структура программ развития повторяют структуру Системы – это программно-методическое, ресурсное обеспечение, кадры, планирование.
Включение механизмов интеграции общего и дополнительного образования- это условие рационального использования педагогического и материального потенциала системы образования. Интеграция предусматривает создание единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного развития каждого ребенка, создание учебно-воспитательного комплекса, учитывающего возможности общего, дополнительного образования, образовательного потенциала социума, как равноправных, взаимодополняющих друг друга компонентов. Программа любого уровня должна быть интегрированной, объединяющей материальные, кадровые ресурсы, исключающая дублирование, предусматривающая максимальное для данного уровня, для данной местности включение элементов ТКД по видам, формам и содержанию.
         Развитие, учет при планировании всех основных форм ТКД – так же обязательное условие разработки программы. Для учета удобно разбить формы на 3 группы соответствующие этапам работы – организация коллектива, работа, подведение итогов.
        Формы организации коллектива: подготовительная туристская группа (группа учащихся одного или нескольких классов, с которыми перед походом (прогулкой), экскурсией проводятся занятия, консультации классным руководителем или педагогом дополнительного образования – группы переменного состава), учебная группа общей туристской подготовки – основная форма клубной работы, нулевой год обучения, способ формирования учебных групп 1-4 года обучения, а так же секция, курсы, факультативы, клуб, профильный лагерь, Советы музея и др.
          Формы работы: туристская прогулка, занятия в общеобразовательных учреждениях с элементами туризма и краеведения, некатегорийный поход, категорийный, степенной поход, семинары, консультации, учебное практическое, теоретическое занятие, однодневная, многодневная экскурсия, путешествие, учебно-тренировочный сбор, работа с архивом, встречи с достопамятными людьми, заочные, виртуальные путешествия, общественно-полезная деятельность. Возможны комбинированные, комплексные формы: «экспедиция», «туриада» (один из вариантов её – «поход-слёт» или комплекс сезонных мероприятий, объединённых этой формой и т.д.).
          Формы подведения итогов: отчёт (устный, письменный, публикации в СМИ), туристский вечер, слёт, игра, соревнования, викторины, конкурсы, конференция, олимпиада, фестиваль, смотр, выставка, уголки, комнаты, залы, музеи…
            Самыми востребованными среди детей, педагогов сейчас, да и во все времена, в работе со всеми обучающимися школы, города, района являются однодневные формы. Именно эти формы являются основой массовой туристско-краеведческой работы. Они востребованы обществом и государством, потому что они легко осуществимы, не требуют больших материальных затрат, дают большой социальный эффект. Эти формы успешно решают задачи нацпроекта «Образование», внеурочной и внешкольной деятельности.
Для обучающихся в объединениях актуальны все формы, во все времена их привлекают многодневные – слёты, соревнования, лагеря, походы и экспедиции, экскурсии, фестивали, конференции, олимпиады. Сторонники каждой формы считают «истинным» туристом, краеведом только выбравших эту форму. В демократическом государстве так вопросы не ставятся, уважается свобода выбора, мнение каждого. Главное – результат, который каждый педагог добивается своим путем. Для выбора форм важны условия, материальный потенциал конкретного учреждения, района, региона.

На стадии реализации программы развития при планировании на год:

        Опережающее планирование – на календарный год, а в мае-августе – корректировка плана 2-го полугодия и проект плана на 1-е полугодие следующего календарного года.
   Планирование и реализация через техническое задание «ведущих» учреждений системообразующих «сквозных» «бесплатных» мероприятий для всех обучающихся на всех уровнях. К системообразующим относятся мероприятия, содержание которых составляют основу дополнительных образовательных программ учебных групп туристского или краеведческого профиля. «Сквозные» мероприятия реализуются в течение года или меньшего срока на всех уровнях – от уровня учреждения до федерального. «Бесплатные» – обязательно отсутствие стартового, оргвзноса, платы за проживание, а по возможности и за питание. Такого рода мероприятия действительно являются системными, а не только для тех, у кого есть хорошие финансовые возможности, обеспечить «бесплатность» можно за счет бюджетной и внебюджетной деятельности «ведущих» учреждений. Если в краеведении с системообразующими мероприятиями на федеральном, региональном, районном уровне благополучно (по уровням сложности: конкурс работ «Отечество» – Олимпиада – Слет), то в туризме нет ни одного, кроме письменного конкурса отчетов походов. Представим, что в краеведении конкурс работ «Отечество» сделали бы письменным – это был бы конкурс родителей и педагогов, руководителей походов, в которые детям можно и не ходить.
Не «стесняться» «ведущим» учреждениям выставлять на сайтах проекты положений всех системообразующих мероприятий, затем заменяя их на утвержденные. Т.е после проведения мероприятия делается анализ, корректировка старого положения и публикуется положение (проект) мероприятия следующего года. Отсутствие положений или их проектов, появление их за месяц до финала – это серьёзная, системная ошибка, наказывающая добросовестных.
Ввести систему детских сертификатов, доступную для всех – оценка достижений (награды, разряды, звания) для участников системообразующих мероприятий, для промежуточной и итоговой аттестации выпускников дополнительных образовательных программ, удостоверяющие качество знаний, полученных умений и навыков, тех или иных результатов ТКД, допрофессиональной подготовки. Подготовка проектов сертификатов всех уровней, их утверждение – это итог работы серьезной экспериментальной площадки совместно с Федеральным центром туризма и краеведения.
Поддержка талантливой молодёжи – программа «Одарённые дети», программы для детей с проблемами в развитии, групп риска и т.д., в системе образования эти программы действуют, учреждениям системы ТКД необходимо включаться в них, создавать свои дополнительные ведомственные.

 Инновации и современные технологии ТКД

        Делаем все сами, но в то же время надеемся: наука должна помочь в организации экспериментальных площадок по созданию в течение одного-трех лет выше перечисленных элементов системы ТКД; органы образования для сохранения и развития системы дополнительного туристско-краеведческого образования детей, юношества и студенческой молодежи – помочь массовому туризму, исследовательской работе краеведов во взаимодействии с внеурочной работой; в спорте важно туризму снова войти в систему ВФСК, спартакиад.
Одним из действенных форм планирования, организации работы являются целевые программы деятельности. В краеведении таким примером является «Отечество». Повысить эффективность ТКД можно (как сделано на Украине, в Оренбурге) путем издания совместных документов Минобразования и Союза краеведов с Министерством культуры по работе с музеями, с архивом, с ними же и с Вузами по научно-педагогическому консультированию, сопровождению. В туризме возможны на государственном уровне реализация проектов «Карты» – создание цветных карт полигонов в микрорайонах учреждений, за городом (самим – публикация полигонов, трасс на Яндекс-картах и т.д.), проекта «Скалодром» в залах, на улице, «Туристское снаряжение» – проект действовал в 1980-90 г.г.
Для укрепления, где-то восстановления массовой системы некатегорийных походов предлагаю апробированный с 2005 года в Ярославской области проект «Российская тропа, лыжня». Каждое образовательное учреждение в районе по приказу управления образования в районе (регионе) для решения задач физического воспитания, внеурочки делает маркированную тропу, зимой лыжню 3-5 км. Станция юных туристов в городе и за городом отвечает за 25 км трасс. Плановые прогулки, походы стали реальностью, но не решена проблема самостоятельных занятий, семейного отдыха – без поддержки общества, СМИ трудно соревноваться с компьютерно-медийными формами. На этих трассах Всероссийского военно-патриотического похода «Русь» (http://rostovtur.narod.ru/rus2013.htm) и маршрутах экспедиции «Моя Родина – Россия» (в рамках движения «Отечество») проходятся Дни здоровья школ, эффективен для проверки состояния лыжной базы в семьях зимний День здоровья для всей школы. С элементами военно-патриотической работы (митинги, встречи, посещение музеев, памятников, в/ч) такие Дни здоровья позволяют выдавать сертификаты участников военно-патриотических пробегов, походов. Эта форма способствует проведению зимних массовых некатегорийных походов: ночлег в сельских школах «твердый пол», питание в школьных столовых, за лыжню отвечают эти школы или СЮТур. Затем следует региональный этап – пробеги в других районах и Всероссийский – в соседних (Кострома, Истра) регионах. Реализация проекта ФГБОУ ДОД ФЦДЮТиК «Приглашение к путешествию» по созданию всероссийской Системы туристских маршрутов придаст Всероссийскому походу «Русь», экспедиции «Моя Родина – Россия», дополнительный импульс. По количеству человеко-дней проект «Российская тропа, лыжня» в несколько раз больше суммы остальных форм работы. Это готовый продукт в реализации норматива «Туристский поход» в проекте «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс».
В рамках этого похода, экспедиции можно возродить проведение туриад из категорийных, степенных походов как на уровне районов-регионов, так и на Всероссийском уровне. И, конечно, уже давно на всех уровнях для пропаганды, обмена опытом, подведения итогов, проверки умений и навыков, получения сертификатов для туристов необходимы слеты, лагеря, фестивали, которые ушли от них, были превращены в соревнования по турмногоборью.
В ТКД одной из основных форм является экскурсия, которая может быть однодневной и многодневной, с использование активных форм передвижения и на транспорте. Экспедиция «Моя Родина – Россия» соответствующие региональные предусматривают выдачу сертификатов, необходимо только эту процедуру упрощать, используя современные компьютерно-медийные технологии. Для получения дополнительных сертификатов (памятных дипломов и свидетельств) необходимы проекты географические – «Мой град Петров», «Моя столица – Москва», «Во славу отечества» (Бородино); юбилейные: «Курская дуга – 70 лет», «Победа – 70», как всероссийского, так и местного уровня с соответствующими названиями.
В укреплении системы ТКД необходим вклад каждого учреждения и педагога. Система ТКД – «территория здоровья», программа образования и воспитания детей, ждёт вас и ваших воспитанников!

 Источник:

 Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.