Проект «Расти здоровым» (Оздоровительно-образовательный лагерь «Русичи») (Кучина О.А.,Абросимова Т.А., г.Пермь)
Проблемно-ориентированный анализ
Система дополнительного образования в школе-интернате №1 представлена 16 творческими объединениями различных направлений. Из года в год воспитанники добиваются достаточно высоких результатов в сценическом и декоративно-прикладном творчестве. Однако 70% детей, занимающихся в системе дополнительного образования – девочки. Предложенная школой система дополнительного образования не позволяет подросткам (мальчикам) реализовать свои интересы, запланированные традиционно проводимые воспитательские занятия не вызывают интереса. Социальный статус родителей не дает возможность воспользоваться платными дополнительными услугами, поэтому подросток предоставлен негативному влиянию улицы.
В связи с этим представляется необходимым:
- Разработка проекта «Расти здоровым» на летний период.
- Разработка мероприятий, которые способствовали бы повышению уровня гражданско-правовой ответственности, нравственного потенциала и личностных качеств воспитанников.
- Необходима организация специальной деятельности по здоровьесбережению в условиях интенсивного воспитательно го процесса.
Проблема
Проблема в том, что недостаточно гибко выстроена система воспитательной работы по профилактике преступлений и правонарушений.
Цель данного проекта: создание условий для социальной и нравственной реабилитации воспитанников группы риска СОП.
Задачи:
- Обучить детей основам туристского быта, правилам безопасного поведения в условиях природной среды.
- Повысить уровень гражданско-правовой грамотности.
- Познакомить с основами гигиены; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, в условиях проживания в природной среде; освоить способы закаливания.
Образ конечного результата, критерии его оценки
Критерием оценки уровня самореализации и эмоционального удовлетворения будут являться отзывы детей.
1. Сформируется определённая позиция здорового образа жизни, которой они будут следовать, повысятся показатели уровня физического здоровья.
2. Повысится количество детей, охваченных системой дополнительного образования туристско-краеведческой, гражданско-правовой и здоровьесберегающей направленности.
Критерием оценки будет количество детей изъявивших желание заниматься в системе дополнительного образования в следующем учебном году.
Возможные риски и пути их преодоления
Возможные риски |
Пути их преодоления |
Недостаточный временной отрезок для формирования умений и навыков по данным направлениям деятельности |
Продолжить систему работы по отработке умений и навыков сформированных в условиях лагеря в 2013-2014 учебном году |
Холодная дождливая погода |
Запас форм, методов организации для закрытых помещений |
Разный возраст детей (7-13 лет) |
Предусмотреть особенности детской физиологии и психологии при подготовке мероприятий. |
Скептическое отношение детей |
Нестандартные, игровые формы проведения занятий; продумать различные способы мотивации. |
Планирование работы по реализации проекта
I этап – работа профильных отрядов (с 01.06.13 по 22.06.13)
Реализуется в 3 направлениях: «Маугли» − туристско-краеведческое; «Правозащитник» - гражданско-правовое; «Здоровячок» − здоровьесберегающее.
II этап – поход (трансляция приобретенных знаний и навыков по всем направлениям)
-
река Чусовая (с 15.07.13 по 17.07.13)
-
река Усьва (с 01.08.13 по 03.08.13)
-
река Чусовая (с 04.08.13 по 06.08.13)
Способы и средства достижения результата
Ресурсное обеспечение
Кадровое: инструктор по туризму; школьный инспектор; специалисты ОВД, спортивный инструктор, медицинский работник, педагог-организатор ОБЖ, руководитель службы здоровьесбережения, инструктор по пожарной безопасности.
Научно-методическое: программа ««Маугли» по социальной и нравственной реабилитации детей с ЗПР средствами туризма»; комплексная программа по здоровьесбережению образовательного учреждения МС(К)ОУ «Школы-интерната №1 VII вида» г.Перми; программа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Правозащитник» средствами взаимодействия межведомственных организаций.
Материально-техническое: туристское снаряжение, туристско-прикладной полигон, военизированная полоса препятствий; медицинская аптечка; противогазы, огнетушители; ноутбук, мультимедийный проектор.
Реализация проекта
Отряд «Маугли» реализует программу ««Маугли» по социальной и нравственной реабилитации детей с ЗПР средствами туризма»
По мнению психологов, 10 дней туристского похода равны 10 месяцам воспитательной работы в стенах интерната. Средствами туризма можно весьма эффективно решать задачи социального, нравственного, экологического воспитания детей, их оздоровления.
Цель: обучить детей основам туристского быта, правилам безопасного поведения в условиях природной среды.
№ |
Мероприятие |
Форма |
Место проведения |
Специалисты |
1 |
«Огонь и друг и враг»
(пожарная безопасность)
|
Познавательная игра; пожарно-прикладная эстафета |
Школьный стадион |
Педагог-организатор ОБЖ,
инструктор по пож. безопасности
|
2 |
«На природе, как дома» (Автономное жизнеобеспечение человека в природе) |
Практическое занятие |
Пришкольная территория
|
Инструктор по туризму |
3 |
«Веселое ориентирование» (ориентирование на местности по компасу, солнцу и местным признакам) |
Игра |
Парк |
Инструктор по туризму |
4 |
Туристско-спортивный полигон |
Эстафета |
Туристско-спортивный полигон |
Инструктор по туризму;
педагог-организхатор ОБЖ; инструктор по пож. безопасности
|
5 |
«Туристский «хвост»»
(Зачетное мероприятие)
|
Игра |
Пришкольная территория
|
Инструктор по туризму |
Отряд «Правозащитник» реализует программу по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних «Правозащитник» средствами взаимодействия межведомственных организаций.
Цель: Повысить уровень гражданско-правовой грамотности.
№ |
Мероприятие |
Форма |
Место
проведения
|
Специалисты |
1 |
Основы российского законодательства |
Дебат-бой |
Отрядная комната |
Школьный инспектор |
2 |
«Я – гражданин» |
Познавательная игра |
Отрядная комната |
Школьный инспектор |
3 |
«На страже закона и порядка» (встреча с руководителями спецдисциплин работников ОВД) |
Практическое занятие |
Стадион «Динамо» |
Специалисты ОВД |
4 |
«Вызов – 02» (встреча с сотрудниками правоохранительных органов) |
Творческая встреча, диспут |
Отрядная комната |
Специалисты ОВД |
5 |
«Командоры, вперед!» (зачетное занятие) |
Комбинированная военно-прикладная эстафета |
полигон |
Специалисты ОВД; школьный инспектор |
Отряд «Здоровячок», реализует комплексную программу по здоровьесбережению образовательного учреждения МС(К)ОУ «Школы-интерната №1 VII вида» г. Перми.
Цель: Познакомить с основами гигиены; научить приемам оказания первой доврачебной помощи, в условиях проживания в природной среде; освоить способы закаливания.
№ |
Мероприятие |
Форма |
Место
проведения
|
Специалисты |
1 |
«Режим дня и гигиена» |
Викторина |
Отрядная комната |
Руководитель службы здоровьесбережения |
2 |
«Под солнцем каникул» (безопасное поведение летом) |
Познавательная игра |
Школьный стадион |
Руководитель службы здоровье-сбережения |
3 |
«Дорога к доброму здоровью» (оказание первой доврачебной помощи) |
Игра-путешествие |
Школьный стадион |
Медработник, руководитель службы здоровье-сбережения |
4 |
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (резервы здоровья. Закаливание) |
Практическое занятие |
Бассейн, школьная территория |
Медработник, руководитель службы здоровье-сбережения |
5 |
«Если хочешь быть здоров…» (экспресс-оценка уровня физического здоровья по Апанасенко) |
Практическое занятие |
Отрядная комната |
Медработник, руководитель службы здоровье-сбережения |
Перспективы развития проекта
Данный проект имел продолжение в условиях Всероссийского полевого лагеря в Ярославской области; туристско-краеведческого лагеря «Отечество» и туристско-спортивного лагеря «Школа безопасности» Пермского детского центра «Восхождение»; в условиях районного лагеря «Салют», где дети группы риска СОП имели возможность пройти активный реабилитационный период не в искусственно созданной среде, а в среде максимального приближения жизни воспитанников к условиям природной среды в обществе сверстников из общеобразовательных и профильных школ.
Реабилитационная среда предполагает:
- проживание группы воспитанников с воспитателями в палаточном городке;
- преодоление «потребительства» путем рационального распределения обязанностей в группе, организации соуправления;
- наличие приусадебного участка, и возможность его использования для сельскохозяйственных и учебно-исследовательских работ;
- наличие туристско-прикладного полигона для освоения программы «Маугли»;
- наличие военизированной полосы препятствий для освоения программы «Правозащитник»;
- возможность создания устойчивого и открытого «круга общения».
Воспитанникам предоставляется возможность осознания своей значимости, приобретения внутренней уверенности в себе, осознания цели в жизни через ведение совместного хозяйства и трудовую деятельность на благо всего коллектива детей.
Полученные результаты деятельности могут использоваться другими образовательными учреждениями для приобретения нового опыта.
Источник: Сборник «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013. - с.