Главная / Опыт работы с детьми / ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ПОХОДОВ И ТУРИСТСКО-СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ / Внимание! Походы нужно найти и спасти! (Губаненков С.М., г.Санкт-Петербург)
Внимание! Походы нужно найти и спасти! (Губаненков С.М., г.Санкт-Петербург)
Губаненков Сергей Михайлович, к.п.н.,
заместитель генерального директора
по организационно-массовой работе ГБОУДОД ДООТЦ
Санкт-Петербурга «Балтийский берег»
Россия, г. Санкт-Петербург.
Поговорим о детском туризме, как туризме несовершеннолетних людей, занятия которым в нашей стране организуются по преимуществу в образовательных учреждениях. Первоначально, то есть в девятнадцатом веке, туризмом называлось совершение путешествий для удовольствия. По сути это так же остается и на сегодняшний день, а дети в России кроме удовольствия получают в походах ещё и образование. Но сегодня, чтобы до походной сути туризма добраться нам приходится проводить работы едва ли не изыскательские, хорошо, если не поисково-спасательные. Некоторые из станций юных туристов России не организуют детских походов совсем, другие станции занимаются походами, так сказать, по инерции. Очевидно, руководители станций считают походы делом не престижным, не актуальным. Вистов в портфолио тут много не соберешь, а вот хлопот точно не оберешься. Если говорить о портфолио, то возьмем для примера проект плана массовых мероприятий Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения на 2014 год. В нём в разделе «туризм» стоит восемь мероприятий, в разделе «спортивное ориентирование» – одиннадцать мероприятий, в разделе «краеведческая исследовательская деятельность обучающихся» – шесть мероприятий, в разделе «патриотическое воспитание» – два мероприятия, в разделе «профильные смены» – два мероприятия, в разделе «всероссийские мероприятия с педагогическими работниками системы образования» восемь – мероприятий. Всего тридцать семь (37) мероприятий, из них непосредственное отношение к путешествиям имеет только одно мероприятие. Ну и где прикажете брать всероссийские достижения юным туристам-походникам и их педагогам? ...
Что же привело к такой ситуации, которую я считаю ни естественной, ни благополучной? – А какая разница, что привело? Вопрос в том, что делать дальше. Есть конкретные предложения по спасению детского «туризма походов». Хочу поздравить туристов-походников с принятием в Минспорте РФ решения о восстановлении для них спортивных званий «кандидат в мастера спорта России» и «мастер спорта России». Вот только детей это мало коснется. Выполнение спортивных разрядов по походам несовершеннолетними туристами по существующим сегодня правилам вида спорта «спортивный туризм» в принципе невозможно. Соревнования в спортивном туризме проводятся по возрастным группам: мальчики/девушки; юноши/девушки, юниоры/юниорки, мужчины/женщины. В походы мальчики, юноши и юниоры отправляются группами, руководят которыми юниоры, а чаще мужчины (мужчины/женщины). Тем самым большинство детских походов проводится с нарушением правил вида спорта «спортивный туризм» и не может учитываться при попытке оформления спортивных разрядов.
Выход из этого положения есть. Мне он видится следующим. Руководители групп несовершеннолетних туристов в приказах о проведении походов, издаваемых образовательными учреждениями, могут оставаться руководителями и продолжать нести ответственность за жизнь и здоровье участников. Но в маршрутных документах руководители групп должны числиться судьями маршрутной квалификации, отправляющимися на маршрут с детской группой с целью судейства соревнования, называемого «соревнованиями спортивных походов» или «соревнованиями по спортивному туризму в группе дисциплин «маршрут». Тут есть нюанс: судья должен быть беспристрастным, а от наших судей, являющихся одновременно и тренерами команд – участниц соревнований – ожидать беспристрастности немного наивно. Но есть выход и здесь. На соревнованиях в любых видах спорта даже беспристрастный судья не остается без контроля инспектора. Отчёты о соревнованиях заверяются инспекторами соревнований. Поскольку непосредственно в походе инспекторы не присутствуют, уместно предположить, чтобы отчеты о походах инспекторам в устной форме представляли не судьи, а сами спортсмены – участники соревнований. Участники тоже пристрастны, но не столь изощренны в имитации правдоподобия. Вопросами от членов инспекторского комитета из участников можно извлечь достоверную информацию о том, как в действительности совершался поход.
К слову сказать, в Санкт-Петербурге за последние десять лет накоплен значительный опыт проведения устных туров соревнований детских спортивных походов. Ради общего дела детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег» готов взять на себя хлопоты по проведению всероссийских соревнований спортивных походов в Санкт-Петербурге. Понятно, что средств на проведение такого мероприятия в городском бюджете мы не найдем, но вот кадры и опыт – в наличии. А затрат на проведение подобного мероприятия со стороны организаторов будет немного. Основные затраты будут нести участники.
Туристские походы – это командный вид спорта, в своем процессуальном образовательном качестве представляющий совместную, творческую и продуктивную, деятельность подростков и педагогов. Но коллективные (командные) успехи сегодня временно уступают социальной востребованности личным достижениям. Можем ли мы коллективный успех в соревнованиях спортивных походов пересчитать в личный успех каждого из участников путешествия? Можем, и сразу несколькими способами.
Во-первых, поделить успех можно и поровну. В этом случае за призовые места в соревнованиях спортивных походов организаторы должны выдавать дипломы и грамоты, в каждой из которых поименно перечислены все члены команды-призёра. И выдавать их нужно в количестве, совпадающем с количественным составом команды.
Во-вторых, методистами и педагогами Станции юных туристов ГБОУ «Балтийский берег» была разработана и апробирована так называемая «модель оценивания внеучебных достижений» юных туристов.
Суть воспроизводимого моделью процесса состоит в пересчете баллов, полученных командами в соревнованиях спортивных походов, в баллы, положенные каждому члену команды. Пересчёт производится на основе «рейтинга взаимодействия» членов команды, полученного в результате социометрии. В разработке моделей приняло участие два кандидата наук: автор тезисов и учитель математики одного из самых известных физико-математических лицеев Санкт-Петербурга. Модель стала лауреатом городского конкурса внеучебных моделей, проведенного в 2012 году Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Своим выбором добротность модели подтвердили члены жюри конкурса, в состав которых также входили ученые со степенями. В то же время мы отдаём себе отчет, что для того, чтобы ни у кого не оставалось ни малейших сомнений в научной корректности модели, её необходимо защитить диссертационным исследованием. Первая часть нашей работы защищена кандидатской диссертацией автора данной статьи, вторая не имеет защиты...
Соревнования (конкурсы) должны проводиться профессионалами, члены жюри конкурсов должны быть и компетентны, и уважаемы. Ещё одним шагом к возрождению массовости детского туризма походов является укрепление сети маршрутно-квалификационных комиссий (МКК) образовательных учреждений России. Кроме проведения соревнований МКК работают над повышением безопасности детских походов. Безопасностью не могут заниматься любители. Нужно прекратить считать МКК внештатной структурой образовательных учреждений. Функции членов МКК можно и нужно вводить в должностные обязанности педагогов-организаторов и методистов детских туристских станций и центров. Методист по туризму не должен «методировать» у себя в кабинете! Он должен наблюдать юных туристов на контрольных туристских маршрутах и вырабатывать конкретные рекомендации по повышению безопасности планируемых детских походов. Юридические предпосылки и для существования и для укрепления сети МКК образовательных учреждений у нас имеются и «спасибо Юрию Сергеевичу Константинову», в своё время обеспечившему и появление, и соответствующее утверждение «Положения о маршрутно-квалификационных комиссиях образовательных учреждений (МКК ОУ) Минобразования России».
И, наконец, необходимо сказать, что с целью спасения детских туристских походов сегодня стоит начать модернизацию существующих образовательных программ туристско-краеведческой направленности. В принципе, имеющиеся у нас программы являются «золотым фондом» детского туризма. В своё время сотрудниками Федерального центра детско-юношеского туризма была проведена огромная работа и подготовлены программы по всем направлениям внутри нашей направленности. Но, к примеру, все походы по этим программам предлагается проводить вне сетки учебных часов. Завуч закрывает журнал до похода. Это облегчает существование непутешествующих объединений юных туристов и это же заставляет школьных и не только школьных педагогов-туристов отправляться в поход вместе с детьми за свой счёт и в свой личный отпуск.
Чтобы затруднить такую порочную практику, необходимо включить в расчетную часть образовательных программ время походов, увеличив продолжительность ежегодной реализации программ с 36 недель до 46 недель. Это возможно. Во-первых, если на педагога-туриста выделяется фонд заработной платы, то он выделяется на весь год, а не только на год учебный. Во-вторых, традиция составления годовых учебных программ, рассчитанных на 36 недель учебного года, никогда не была тотальной традицией. Например, в спортивных школах все программы не менее традиционно рассчитываются на 46 недель, включая учебный год и два летних месяца. И, наконец, есть такой прецедент и в туризме. Станцией юных туристов Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег» не первый год реализуются 46-недельные образовательные программы туристско-краеведческой направленности, в состав которых включены походы и экспедиции.
Модернизация туристских программ с целью увеличения значимости туристских походов названными мерами не ограничится. Например, для того чтобы приблизить программы к реалиям туристско-краеведческой деятельности, их нужно не только переработать на 46-недельный ежегодный срок освоения, но и предусмотреть в них инвариантную и вариативную части. Туризмом, о котором мы сейчас говорим, занимаются в условиях природной среды, и это ставит образовательный процесс в туризме в зависимость от погодных условий. Например, лыжным туризмом стоит заниматься тогда, когда выпадет снег (лыжероллеры в туризме – не выход), а водным туризмом на бурной воде – при наличии бурной воды, которая не всегда в наших реках бывает. Но если какого-то вида туристских занятий в программе убавится, какого-то на столько же часов должно прибавляться. Вот эти убавления и прибавления и создают вариативные части программ.
Мер по защите туризма походов может быть много. Но в любом случае меры должны системными.
Источник: Сборник. «Состояние, проблемы и перспективы детско-юношеского и социального туризма: материалы международной научно-практической конференции «Роль и задачи массового туристско-краеведческого движения в воспитании и оздоровлении населения», 1 декабря 2013 г. /сост. И.А. Дрогов, Ю.С. Константинов, Д.В. Смирнов; М.; МосгорСЮТур, 2013.