Система конкурсов и конференций и туристско-краеведческая учебно-исследовательская деятельность как залог успешной социализации подростков (Л.Н.Савочкина)
Савочкина Л.Н., г. Москва
Актуальность данной темы обусловлена своеобразием современного этапа развития нашего государства, противоречивостью социальных отношений и расслоением общества, а также недостаточным вниманием взрослых к проблеме социального развития подростков, требующей глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и создания оптимальных условий для их жизнедеятельности.
В последние годы острее становится психолого-педагогическая задача − социальная адаптация подрастающего поколения, то есть способность эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных ситуациях, в том числе и экстремальных, которые в наше время не редкость. Известный русский деятель народного образования В.П.Вахтеров еще в начале XX века вывел четкую формулу: «Ученик развивается, когда он сам действует. И думает, и чувствует, и действует. Выньте отсюда хоть одно звено, и развитие исчезнет, а начнется вырождение». Это подтверждается в наши дни распространением инфантильности, безответственности, также узостью мышления. Задача современного педагога − формировать человека, обладающего устойчивым мировоззрением, социальными и нравственными убеждениями и, вместе с тем, психологически лабильного, гибкого, способного усваивать и перерабатывать информацию, способного к саморазвитию, как в юношеском, так и в зрелом возрасте.
Одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства – патриотизм. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, достижениями, проблемами, составляющими духовно нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию. Очевидно, что человек не может любить то, чего не знает, и беречь и защищать то, чего не любит. В процессе исследовательской туристско-краеведческой деятельности (ТКД) происходит непосредственное знакомство столичных подростков с природой, историей и культурой Родины, что пробуждает желание внести и свою лепту в ее развитие и процветание, т.е. закладываются основы деятельного патриотизма. Моментом завершения детской учебно-исследовательской краеведческой работы должно являться публичное представление и коллективное обсуждение. Для подведения итогов исследований существуют конференции и конкурсы.
С 1992 года на Московской городской станции юных туристов проводятся мероприятия в жанре «Конкурс юных краеведов», объединённые общей миссией, которая заключается в совершенствовании учебной исследовательской деятельности обучающихся в области детско-юношеского туризма и краеведения. Краеведение, как региональный компонент многих областей знания, связывает ряд отраслей современной науки и экономики, имеет в рамках социализации личности не только познавательный, но и адаптационный потенциал, охватывающий время (историю), пространство (ландшафт) и традиционный этнический стереотип поведения (мироощущение) народа.
Конкурс, организованный по известным принципам проведения профессиональных конкурсов, среди которых: гласность, массовость, обоснованность, многосторонность использования результатов конкурса, стал общепризнанной демонстрацией творческого и интеллектуального потенциала обучающихся и педагогов города в изучении природных закономерностей и охране природы, в сохранении национального природного и культурного наследия нашей Родины.
Под конкурсом обычно понимается соревнование, имеющее своей целью выявить лучших из числа участников. Идея соревнования органично вписывается в педагогическую сферу, несмотря на то, что продукт детской учебно-исследовательской деятельности довольно специфичен и плохо поддается измерению. Конкурсные процедуры способствуют, главным образом, поднятию престижа туристско-краеведческой деятельности – путешествий, экскурсий, краеведческих наблюдений, походов и экспедиций, выявлению и поддержке талантливой молодежи и привлечению внимания образовательных учреждений всех уровней к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности, как важнейшей составляющей в формировании социально-инициативной личности подростка, нацеленной на воспитание активной гражданственной позиции и патриотизма.
Конкурс позволяет продемонстрировать и обобщить новые педагогические технологии, осуществить поиск инновационных идей в сфере дополнительного образования. Кроме того анализ итогов является своеобразной «пищей для размышления» участников, организаторов и педагогической общественности.
Конкурсы и конференции участников ТКД, как фактор социализации, знакомят подростков с глобальными проблемами человечества, а поездки по своей стране и другим странам, конкурсы и конференции позволяют приобрести знания, умения, навыки, необходимые подросткам для жизни. ТКД помогает освоению культуры человеческих отношений на базе этноса и менталитета наций. ТКД способствует овладению подростками навыками практической деятельности, освоению социальных ролей, обязанностей, учит их поведению в коллективах, обогащает знаниями, жизненным опытом, приобщает к общественной жизни и в итоге способствует формированию разносторонне развитой личности.
Таким образом, положительный результат социализации заключается в «личностном росте» подростков, в привитии устойчивых социальных установок, сформированных чертах характера, так как с помощью ТКД успешно решаются задачи совершенствования личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общих и специальных знаний. В процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношение к труду, к людям. На основе этого происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым ребенок становится дееспособным участником социального взаимодействия современного общества.