Литература по летнему отдыху и оздоровлению
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
При наличии ссылок на источники приобретения литературы, обращайтесь к ним. В других случаях приобретайте литературу в интернет-магазинах, книжных магазинах или в издательствах.
А
Андреева Ю. «Танцетерапия.» – М.: «Издательство Диля», 2005 . – 256 стр.
Танцетерапия предназначена для тех, кто хочет хорошо себя чувствовать, понимать себя и свое тело, считывать знаки, посылаемые телом и подсознанием. Для тех, кто хочет повысить чувствительность и научиться не бояться общения с людьми и окружающим миром. Книга рассказывает о том, как это сделать посредством танца, то есть языка тела – инструмента, с помощью которого мы можем воздействовать на мир и реально общаться с ним.
Арманд и Беверли Болл. «Основы управления лагерем.» Русское издание. − Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия.» Серия: В помощь воспитателям и вожатым. – 2007, 183 с.
Предлагаемая книга представляет собой справочное пособие по организации и проведению досуга школьников в летних оздоровительно-образовательных загородных лагерях.
Веселые и занимательные, интеллектуально развивающие игры, викторины, конкурсы, инсценировки, инсценированные беседы, развлекательные мероприятия, а также практические советы по их проведению помогут воспитателям и вожатым в работе со школьниками различного возраста, послужат школой накопления педагогического опыта активными и разумными формами детской деятельности в период отдыха.
Афанасьев С., Коморин С. «Детский праздник в школе, лагере, дома. Подсказки организаторам досуговой деятельности». – Н.Новгород, 1997.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел.» – Костромин, 1998.
Афанасьев С.П., Коморин С.В., Тимонин А.И. «Что делать с детьми в загородном лагере.» – М.: «Новая школа», 1994. (М.: МЦ «Вариант», 2002. – 224 с.)
Б
Байбородова Л.В. «Воспитательная работа в детском загородном лагере. – М.: «Академия развития», 2003. – 256 с. (Серия: Методика воспитательной работы)
Байбородова П.В., Рожков М.И. «Воспитательная работа в детском загородном лагере: Учебно-методическое пособие.» – 2003
Балашова Т.Д. «В помощь организатору детского оздоровительного лагеря.» – М.: МГПО, 2000. – 120 с.
Баранник М.М., Борисова Т.С. «Позывные лета». - М.: 2003 г.
Барышникова Г. «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого.» – 2007
Книга посвящена организации различных форм воспитательной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря: играм, конкурсам, праздникам, развлечениям, которые помогут сделать отдых детей во время каникул ярким и запоминающимся
Бедерханова В.П. «Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение.» – Краснодар, 1993.
«Тематическая смена.» Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому.» – 2007, 153 с. Купить: http://www.ozon.ru/context/detail/id/17621458/
Бесова М. «Весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере.» – Издательства: «Академия Развития», «Академия Холдинг», 2002 г. Серия: После уроков. 160 стр.
В сборнике представлены сценарии праздников и развлечений, которые помогут сделать отдых школьников во время каникул ярким и запоминающимся. Педагоги, работающие в загородном лагере, организаторы детского досуга, руководители кружков и студий смогут воспользоваться многими идеями и советами, описанными в этой книге.
Бородин Д.Ю. «Четвертый мир»: модель лагеря социально-педагогической помощи подросткам.» – М.: 1997.
Бузырева Л.М. «Копилка вожатских премудростей: Методическое пособие.» – Изд-во ЦГЛ, 2003. -– 128 с.
Булгакова Н. «Плавание в отряде.» – М.: «Физкультура и спорт», 1973.
В
Вайндорф-Сысоева М.Е. «Основы вожатского мастерства.» Учебно-методическое пособие. – М: «Центр гуманной литературы», 2005. – 160 с.
Вайндорф-Сысоева М.Е. «Дневник вожатого. Программно-методическое пособие для вожатых детских оздоровительных лагерей.» − М.: «Центр гуманной литературы», 2005.
«Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных.» / Под ред. Е.А.Левановой. – М., 2002.
Волохов А.В., Фришман И.И. «Внимание каникулы! » Методическое пособие. – М: «Центр гуманной литературы», 2005. – 128 с.
«В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков.» – М.: СПО-ФДО, 1991.
«В помощь организатору детского оздоровительного лагеря»/ под редакцией М.Е. Сысоевой. – Москва, 2000 .
Г
«Горизонты лета: Программа тематических смен в летнем оздоровительном центре для детей и подростков.» / Под ред. А.В.Волохова. – М., 1997.
Григоренко Ю.Н. «Дневник вожатого: практическое пособие». – М.: «Педагогическое общество России», 2002.
Григоренко Ю.Н. «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – М., 2002.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.»/ - М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 224 с. (Библиотека журнала «Вожатый века») Купить: http://www.ozon.ru/?from=yandex_market&context=detail&id=2302885
Гринченко И.С. «Игровая радуга.» Методическое пособие для педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей. – М.: «Центр гуманной литературы», 2004.
Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен» – 2007, – 282 с.
Гурбина Е.А. «Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база (планирование, программа работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности)» – 2007, –160 с.
Д
Данилков, А.А., Данилкова Н.С. «Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография». – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 183 с.
«Дети. Творчество. Спорт. XXI век.» – М., 2002.
«Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.» – Серия: Школа радости, 2002, 416 стр. (Купить: http://www.ozon.ru/?from=yandex_market&context=detail&id=1277828)
«Детский загородный лагерь». – Издательство «Феникс», 158 с. (купить .http://www.books.ru/shop/books/300900)
Летний лагерь – это отдых, песни, конкурсы, веселые розыгрыши и приколы, это знакомства и смех, а при расставании – добрая память. Эта книга поможет вам сделать незабываемыми для ребят дни, проведенные в детском лагере, а также подскажет новые идеи, сценарии, песни. Вы сможете не только развлечь своих подопечных, но и подружиться с ними, а наши добрые советы позволят избежать возможных нарушений.
«Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство.» Сборник статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. Выпуск 2. Суховейко Г.С. (сост.) − М: «Центр гуманной литературы», 2007, – 272 с.
«Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство.» Сборник статей. Суховейко Г.С. (сост.) − М: «Центр гуманной литературы», 2006. – 152 с.
В сборнике представлены стать организаторов летнего отдыха и оздоровления – ученых, руководителей и специалистов детских оздоровительных лагерей. Его отличает тематическое многообразие. Для некоторых авторов – это первая попытка осмысления своего опыта.
«Детский оздоровительный лагерь. Опыт успешной практики управления и маркетинга в сфере отдыха и оздоровления детей.» Коллектив авторов. Выпуск 7. – М.: МОО «Содействие детскому отдыху», 2010 Читать
«Детский оздоровительный лагерь. Итоги и проблемы лета.» Выпуск 10. – М.: МОО «Содействие детскому отдыху», 2010.
«Дневник вожатого» – М.; Издательство «Центр гуманитарной литературы«РОН», 2005 г.
Дневник вожатого предназначен для помощи в организации работы в летнем оздоровительном лагере. Предложенная автором система структурирования и планирования облегчит работу вожатого, поможет быстро найти необходимую информацию, составить план работы на смену, развлекательных и организационных мероприятий, проводимых с детьми в зависимости от погоды и времени суток. Также дневник содержит информацию, которая поможет вожатому в организации своей работы, полезные советы, памятки.
Данное издание предназначено для педагогов, вожатых, студентов педагогических ВУЗов, работников летних лагерей отдыха.
Должиков И.И. «Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие. » – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 176 с. (Методика)
Автор этого пособия – заслуженный работник физической культуры РФ - посвятил деятельности в летних и зимних детских оздоровительных лагерях 57 лет. Пособие охватывает все возможные аспекты физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, начиная от организации и планирования и заканчивая ежедневными спортивно-массовыми мероприятиями. В книге содержатся комплексы утренней гимнастики, подвижные игры, сценарии различных мероприятий и многое другое. Кроме того, в пособие включены перечни оборудования и инвентаря и правила техники безопасности на физкультурных занятиях. Пособие адресовано педагогическим работникам детских оздоровительных лагерей: старшему вожатому, и особенно инструкторам по физической культуре, спорту и туризму.
Е
Елжова Н.В. «Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 224 с. и цв. илл. (Зажигаем)
В книге собраны лучшие мероприятия, которые можно организовать в детском оздоровительном центре, даны рекомендации по их проведению и освещен вопрос ведения документации. Адресовано вожатым, организаторам, работникам школ, студентам педагогических вузов и колледжей, а также родителям, которых волнует вопрос отдыха их детей.
Елжова Н.В. «Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров. » – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 192 с. (Школа радости)
Конец учебного года в школе, у детей каникулы. Чем их занять, как организовать отдых детей, чтобы лето оставило в их жизни яркий след? В этом поможет данная книга. Каждый день летних каникул можно превратить в праздник. Но этот праздник необычный. Дети не только зрители, но и активные участники. В развлечения включено много познавательного материала. Пособие адресовано вожатым, организаторам, учителям, студентам педагогических вузов и колледжей и всем, кто занимается организацией отдыха детей во время школьных каникул и в течение учебного года.
Ермолин А.А. «НАВИГАТОР ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ, или Как стать разведчиком.» – М: «Народное образование.», 2004. – 432 с.
Второе издание книги, предлагаемое вниманию читателей «Народного образования», снабжено обстоятельными методическими материалами, позволяющими развернуть на базе книги целое направление воспитательной работы в школе, учреждении дополнительного образования, клубе по месту жительства и т.п..
Книга по праву может быть названа официальным учебником российских скаутов.
З
Зинатулин С.Н. «Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма.» − М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2006. – 256 с.
В книге изложен уникальный многолетний научный и практический опыт автора по применению различных методов оздоровительного дыхания у взрослых и детей. Подробно описан разработанный автором метод экономного дыхания, позволяющий нормализовать газообмен, улучшить кровообращение, увеличить резервные возможности организма. Результаты фундаментальных исследований медицинской науки позволяют автору опровергнуть распространенные заблуждения и мифы в области дыхания, объяснить высокую эффективность оздоровительного дыхания даже при тяжелых заболеваниях, обосновать необходимость развития массовых профилактических программ на основе оздоровительного дыхания.
Книга адресована всем, кто интересуется вопросами оздоровления, а также для специалистов (медиков, педагогов, спортсменов и др.)
И
«Игротека вожатого». / Автор-составитель Ю.Н.Тимофеев. – М.: 2001.
Детский оздоровительный лагерь должен организовать жизнь детей так, чтобы она была тесно связана с окружающей природой. Научить ребят читать книгу природы, вести простейшие наблюдения за жизнью леса, водоема, собирать коллекции и гербарии, мастерить поделки из природного материала, вслушиваться в чудесную музыку птичьего оркестра – все это можно только летом. Однако и прогулки, и походы, и экскурсии будут действительно эффективным средством воспитания лишь в сочетании с играми, различными конкурсами и соревнованиями. Пособие, в котором предложены варианты проведения различных мероприятий для детей, станет незаменимым помощником для воспитателей и педагогов-организаторов детских лагерей, работников школ и детских садов.
К
«Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие». / Автор-составитель к.п.н. Маленкова Л.И.) – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.
Книга предназначена вожатым различных детских общественных движений, объединений и организаций. Чтобы стать настоящим вожатым-мастером, нужно быть Личностью. И еще необходим высокий уровень профессионально-педагогической подготовки. «Большая книга вожатого» поможет в этом. В первой ее части – «Как стать вожатым» - с позиций гуманистической педагогики раскрыты теоретические и методические проблемы воспитания, приведены основные документы и программы, которые могут стать руководством к действию. Во второй части – «Дела вожатские» – дан большой содержательный материал для практической деятельности вожатого. Книга создана на основе идей и мыслей современных ученых-специалистов в области воспитания и детско-юношеского движения, а также уникального и ценного опыта лучших вожатых-практиков. Книга будет полезна и педагогам школы, и работникам внешкольных учреждений. Родителям она также может стать хорошим подспорьем в воспитании детей.
«КИПАРИС – 2. Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования.» Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. / Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. - М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 96 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – 3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. »/ Григоренко Ю.Н. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 160 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Сборник включает в себя информацию об организации тематических дел и детского досуга в детском оздоровительном лагере для детей разного возраста, материал по организации кружковой работы в отряде. В приложениях читатель найдет популярные песни. Предназначен для студентов педагогических учебных заведений, вожатых, воспитателей, педагогов-организаторов внеклассной работы, а также для всех, кто интересуется вопросами дополнительного образования.
«КИПАРИС – 4. Здравствуй, наш лагерь!». Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. / Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
В данном пособии авторы делятся опытом организации и подготовки будущих вожатых. Практические рекомендации помогут организаторам детского досуга грамотно разработать педагогическую программу и план работы отряда. Рассматриваются особенности организации детского досуга в детском оздоровительном лагере. Большинство рекомендаций и сценариев мероприятий могут использоваться для организации деятельности старших вожатых в образовательных учреждениях. Книга предназначена для старших вожатых образовательных учреждений, педагогов-организаторов, воспитателей, организаторов детского досуга.
«КИПАРИС – 5. Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. »/ Под редакцией Е.А.Левановой. – М.: «Педагогическое общество России», 2003. – 176 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Данная книга посвящена проблемам взаимодействия педагога с детьми и направлена на совершенствование организации детских и подростковых коллективов. Здесь Вы найдете рекомендации и советы, методические и практические материалы, игры и упражнения, которые будут полезны не только начинающим, но и опытным вожатым, а также практикующим педагогам и психологам в профессиональной деятельности.
«КИПАРИС – 6. Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры.»Учебное пособие./ Верникова Л.М. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 96 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – 7. Коллективно-творческие дела, инсценировки, праздники, аттракционы, розыгрыши, игры, сценарии. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – 8. Командные игры-испытания.» Сборник игр. / Беляков Ю.Д. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
В данном сборнике рассмотрен один из видов игр – командные игры-эстафеты: как их сделать полезными и интересными для детей, из чего они складываются, какие здания и упражнения можно предложить командам, как организовать и придумать игру. Сборник игр предназначен педагогам-организаторам внешкольной работы, вожатым и воспитателям детских оздоровительных лагерей и всем, кто занимается организацией досуга детей и подростков.
«КИПАРИС – 9. Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика).» Учебно-практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. / Юзефавичус Т.А. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Пособие относится к числу актуальных и своевременных учебных книг, выходящих в связи с возрождением системы летнего оздоровительного отдыха школьников и, следовательно, нового поколения вожатых, готовых к переходу на новое содержание воспитательной деятельности в условиях летних детских оздоровительных и профильных лагерей. Отражая современные требования к деятельности вожатого, пособие предназначено для организаторов летнего отдыха школьников. Особую актуальность это пособие приобретает для вожатых, не имеющих специального педагогического образования. Оно будет полезно для студентов и преподавателей учебных заведений высшего и среднего педагогического образования, осуществляющим подготовку кадров для загородных детских лагерей. Оно будет полезно также всем, для кого актуальными являются проблемы организации летнего отдыха детей, включая родителей, отправляющих детей в летние загородные лагеря.
«КИПАРИС – 10. Радуга над Экландией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря.» Методическое пособие. / Авторы: Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г. Общ. ред. И.В.Цветковой. – М.: «Педагогическое общество России,» 2005. – 160 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
В пособие включены созданные авторами программы профильных тематических смен по экологии и методические разработки к ним, позволяющие организовать воспитательный процесс в течение всей смены, сделать ее интересной, разнообразной, создать условия для творчества детей, их самореализации. Включенные в пособие материалы адресованы как руководству лагерей, так и педагогам-организаторам, поскольку, опираясь на них, можно создать и вариативные программы для всего лагеря, провести общелагерные мероприятия и организовать повседневную работу с детским коллективом отряда.
«КИПАРИС – 11. Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. »Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Хуснутдиновой И.Н. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Данный сборник представляет руководителям, вожатым и воспитателям детских оздоровительных лагерей, центров и другим заинтересованным читателям материалы из опыта работы педагогов Всероссийского детского центра «Орлёнок» по организации отрядной работы.
«КИПАРИС – 12. Вожатый – старт в профессию.» Учебно-методическое пособие. / Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Данное пособие раскрывает профессиональные, управленческие, психологические и методические аспекты деятельности вожатого детского оздоровительного центра. Содержит различные материалы теоретического и прикладного характера. Книга обобщает современные взгляды на работу вожатого как воспитателя, руководителя и лидера детского коллектива. Настоящее издание представляет практический интерес как для начинающих вожатых, так и для руководителей студенческих педагогических отрядов. РЕКОМЕНДОВАНО Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации в качестве учебно-методического пособия для дополнительного профессионального образования кадров, занятых в сфере государственной молодежной политики.
«КИПАРИС-13. Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно-ролевые игры. / Автор-составитель Л.В.Воронкова. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 80 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Сборник игровых программ, аттракционов, шуточных забав, сюжетно-ролевых игр, ориентированных на творческое самовыражение ребенка в свободное время и предназначенный в помощь студентам, воспитателям, организаторам летнего отдыха школьников, может быть использован в воспитательной деятельности с детьми в летних лагерях, детских объединениях, школах и т.п.
«КИПАРИС – 14. Игры для робинзонов: методическое пособие для вожатых.» / Составитель Кувватов С.А. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 96 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – 15. Отдыхаем весело и интересно! Учебное пособие. / Шпарева Г.Т. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 80 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Книга содержит методические советы, сценарии праздников, конкурсов, спортивных игр, аттракционов, дискотек, шоу-программ для школьников всех возрастов. Здесь вы найдете варианты проведения различных мероприятий для детей, описания любимых детьми подвижных игр и игр для дождливой погоды, а также ценные практические советы, которые обязательно пригодятся в работе с детьми.
Пособие адресовано воспитателям и педагогам – организаторам детских лагерей, работникам школ и детских садов.
Предлагаемые программы деятельности, технологии сюжетно-ролевых игр, диагностические материалы, практические советы, рекомендации по организации, и проведению дел в разновозрастных детских коллективах – это копилка опыта, которая позволит даже вожатому-новичку чувствовать себя уверенно.
В целом пособие касается разных направлений организации жизнедеятельности детских коллективов и будет интересно для практиков, занимающихся досугом подростков.
Красичкова А.П. «Копилка вожатого. Проблемы эффективного взаимодействия с детьми.» – 2007., – 153 с.
Кулаченко М.П. «Учебник для вожатого» . 2-е издание. – 2009 г.
В учебно-методическом пособии «Учебник для вожатого» представлены научно-методические, нормативно-правовые, психолого-педагогические основы деятельности вожатого; раскрыты содержание целостного педагогического процесса в лагере, все стороны деятельности вожатого от организационного до заключительного периода смены, технологии организации жизнедеятельности смены в детских оздоровительных лагерях; рассмотрены методические и управленческие основы работы педагога-организатора. Книга адресована вожатым опытным и начинающим, а также всем, кому интересна работа с детьми в условиях неформального педагогического общения в лагере. Содержание книги представляет интерес для молодежных общественных организаций, сотрудничающих с детскими оздоровительными лагерями, для студентов педагогических вузов и колледжей, готовящихся к летней педагогической практике. Материал «Учебника» может быть использован для чтения спецкурса по специальности «Организация работы с молодежью».
Куприянов Б.В., Миновская О.В., Ручко Л.С., Под ред. А.В. Мудрика. «Ролевая игра в детском загородном лагере: учебно-методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей и студентов педагогических специальностей вузов». – М.: «ВЛАДОС», 2010. – 220 с.
Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. «Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей.» Учебно-методическое пособие. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2004. – 215 с. (Серия: Воспитание и дополнительное образование)
Методики игровой деятельности в разное время были разработаны и апробированы учеными и практиками в детских центрах «Артек», «Орлёнок», оздоровительных центрах Ярославской и Костромской областей. Авторы предлагают наиболее эффективные методики игровой деятельности подростков, обосновывают подходы к организации игрового взаимодействия детей и взрослых, рассматривают варианты инновационных, полидеятельностных, ситуационно-ролевых игр, методики игр-путешествий и игр-эпопей. Пособие содержит практический материал по проведению и организации творческих игр, тренингов, конкурсов, состязаний. Адресовано педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений, клубов, директорам оздоровительных центров и детских лагерей.
Л
Лаптева Е. «Карманная энциклопедия вожатого». Серия: Сердце отдаю детям. – «Феникс», 2012, – 192 с. Купить: http://www.ozon.ru/context/detail/id/15594515/
В энциклопедии собраны самые удачные примеры форм игр, упражнений, отрядных «Огоньков» и внутриотрядных мероприятий, используя которые вы сможете самостоятельно выстроить качественную отрядную работу, адаптировать и сконструировать новые форматы. Это каркасы, которые вы можете наполнять, видоизменять, добавлять, маркировать, подстраивать под определенные цели, особенности вашего отряда и собственный стиль. В дополнение к практическому блоку издание содержит теоретическую часть для того, чтобы вы могли понимать, что происходит в отряде в течение всей смены, какую игру выбрать, зачем и почему в нее играть, какую форму деятельности применить и когда. Каждому вожатому необходимо освоить закономерности развития временного детского коллектива, которым и посвящена последняя глава книги. Прочитав ее, вы сумеете узнать, какие периоды проходит ваш отряд, его психологическое состояние, потребности и задачи вожатого в тот или иной период.
«Летний оздоровительный лагерь: Массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания») – 2005, – 280 с. Купить: http://book.vsem.ru/binfo.asp?cod=172583&up=6&RP=0&lvl=2&prt=829
Данное пособие представляет сборник тематических разработок, необходимых для организации досуговой деятельности летнего оздоровительного лагеря. Разнообразные сценарии праздников, театрализованных представлений, вечеров досуга насыщены описанием конкурсов, игр, аттракционов, викторин.Не менее интересно в сборнике представлены оформительская работа, подбор музыкальных интерпретаций.
Предназначено организаторам, воспитателям, вожатым летних оздоровительных пришкольных и загородных лагерей.
«Летний отдых детей: концептуальные и нормативно-правовые основы.» / сост. А.М.Парков – М.: 1998.
«Летний отдых: идея – проект-воплощение». Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской области. – Нижний Новгород: ООО «Педагогические технологии», 2000.
«Летняя страна детства для юных граждан России. » (Методологические основы организации деятельности летних детских образовательно-оздоровительных учреждений). Пособие в помощь организаторам летнего отдыха детей. / Под ред. Г.П.Будановой. – М., 1997.
В книге обобщен опыт работы коллектива детского оздоровительного лагеря, в котором за много лет сложилась система проведения коллективных творческих дел.
Книга адресована старшим вожатым и вожатым, организующим праздники, конкурсы, тематические дни.
Луговская Ю.П. «Детские праздники в школе, летнем лагере и дома.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 416 с. -(Школа радости)
«Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого.» – Издательство: «Феникс», 2005. Практическое пособие. Серия:Школа радости , – 192с. (Купить: http://www.sprinter.ru/cgi-bin/show_book.cgi?what=show_big&ind=1863138&from=ya
Книга содержит методические советы воспитателям и педагогам-организато рам, сценарии праздников, конкурсов, спортивных игр, аттракционов, дискотек, шоу-программ для школьников всех возрастов. Здесь вы найдете варианты проведения различных мероприятий для детей, описания любимых детьми подвижных игр и игр для дождливой погоды, а также ценные практические советы, которые обязательно пригодятся в работе с детьми. Пособие адресовано воспитателям и педагогам-орга низаторам детских лагерей, работникам школ и дет ких садов.
М
Макаренко И.В. «Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей.» – М: «Центр гуманной литературы», 2003 г., – 413 с.
Сборник содержит богатый теоретический и практический материал. В нем широко освещены вопросы организации различных видов деятельности детей в условиях летнего лагеря, формы их проведения. Основное назначение сборника – оказать помощь организатором летнего отдыха детей.
В этой книге организаторы досуга, классные руководители, воспитатели и вожатые загородных лагерей найдут сценарии различных мероприятий для школьников. Игры, конкурсы, тематические вечера, праздники и концертные программы – все это сделает жизнь в школе, досуговом центре или летнем лагере насыщенной, яркой и интересной.
Маслов А.А. «Воспитательная работа в детском лагере. Формула успеха. » Учебно-методическое пособие. – Омск: 2010. – 424 с.
Маслов А.А. «Портфель вожатого. Сценарии мероприятий, программы организации отдыха детей, практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства.» − 2007, – 237 с.
Разнообразные формы работы помогут сделать отдых детей более интересным, полезным, насыщенным, а отрядную смену – яркой и незабываемой. Программы кружковой деятельности могут использоваться полностью или перерабатываться творчески. Предлагаемые секреты педагогического опыта дают возможность повысить мастерство, необходимое для организации воспитательной и оздоровительной работы в детских объединениях. Читать
«Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных.» / Под ред. Е.А.Левановой. – М.: «Педагогическое общество России», 2003. – 176 с.
Методические рекомендации в помощь старшим пионерским вожатым. / Составители Д.М.Стрельников, З.И.Лаврентьева и др. – ВПЛ «Орлёнок», 1981.
Можейко О.В. «Школа вожатого и воспитателя. Материалы для занятий с отрядными педагогами.» − 2007, – 142 с.
Молоканова Т.В. «Как помочь детям адаптироваться в лагере. Психологическое сопровождение, занятия, упражнения, рекомендации.» – 2007, – 140 с.
Н
Почему книга достойна прочтения: Вожатый лагеря как капитан корабля: кому охота в десятый раз открывать Америку? Развитие событий в жизни отряда всегда идет по одной и той же схеме: как не наступать на те же грабли.Ощущение настоящего счастья как результат труда вожатого.Работа вожатого – не отдых в курортном санатории. Ответственность и важные нюансы общения с детьми.Практические кейсы и масса реальных примеров из жизни детских лагерей.Глоссарий и современный песенник вожатого.
В учебно-методическом пособии изложены теория и методика деятельности вожатого детского коллектива по управлению воспитательным процессом. Многие вопросы освещены по-новому, в соответствии с тенденциями развития современной отечественной педагогики. При этом выстраивается система организации воспитательной работы вожатого на основе нормативно-правовой, психолого-педагогической и организационно-педагогической деятельности. Описываются специальные технологии, даются готовые разработки, которые можно использовать в практике воспитания.
Нещерет Л.Г. «Детский праздник в школе, лагере, дома.» – Н.Новгород, 1989.
НОВЫЙ ГОД В КРУГУ ДРУЗЕЙ Из опыта организации зимних смен в детском оздоровительном лагере круглогодичного действия «Электрон» г. Новосибирск – Новосибирск: 2008
О
«Отдых и оздоровление детей и подростков.» Сборник нормативных документов. / Составитель С.В.Барканов. – М.: 2002.
«Организация летнего отдыха детей с учетом состояния их здоровья на базе городских образовательных учреждений (методические рекомендации).» / Под ред. В.И.Бондаря. – М.: 1997.
«Отдых и оздоровление детей и подростков.» Сборник федеральных и региональных нормативных документов./ Под ред. С.В.Барканова и др. – М.: «Граф-пресс», 2004.
«Отрядному вожатому. »/ Составители А.Панов, Г.Чубарова. – М., 1982.
П
«Палитра лета. Методические рекомендации педагогам-организаторам детских оздоровительных центров.» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
Панченко С.И. «День за днем в жизни вожатого.» В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. − М: «НИИ Школьных технологий,» 2008 , – 352 с.
В книге описана последовательность, структура и содержание работы с детьми временного детского объединения подростков в детском оздоровительном центре в течение одной лагерной смены.
Издание предназначено для вожатых, директоров детских оздоровительных лагерей, специалистов по организации летнего отдыха детей и молодежи.
Книга может быть использована как учебно-методическое пособие для подготовки студентов гуманитарных факультетов к педагогической практике детском оздоровительном лагере.
Пашкович И.А. «Патриотическе воспитание. Система работы, планирование, разработка занятий.» – 2008.
В книге представлены сценарии развлекательных мероприятий и игровых программ для летнего лагеря. В сценариях предусмотрено достаточно много подвижных игр, конкурсов и сюрпризных моментов, позволяющих задействовать детей различных возрастных групп.
Книга адресована вожатым и воспитателям лагерей отдыха, организаторам детского досуга, учителям и родителям.
«Педагогика школьных каникул: Методическое пособие»/ Составитель и науч. ред. С.В.Татарский. – М.: «Академический проект», 2003. – 176 с. (Руководство соц. педагога)
В книге приведен большой список рекомендуемой литературы.
«Позывные лета. Калейдоскоп летнего отдыха детей.» – М.: «Илекса»; Ставрополь: «Сервисшкола», 2000.
Поломис Карен. «Дети в пионерском лагере. Прогулки, походы, экскурсии.»: пер. с чешского. - М., 1990.
Поломис К. «Дети в пионерском лагере. Трудовая деятельность. Соревнования и состязания. Игры.» – М.: «Профиздат», 1989
«Построение договорных отношений между подростками и взрослыми в условиях детского лагеря. Возможности проявления самостоятельности подростка в условиях детского лагеря.» Материалы научно-практической конференции. / Под. Общей редакцией О.Г.Миронец, И.Н.Хуснутдиновой. – Самара, 2000.
Р
Радюк Е.А. «Игровые модели досуга и оздоровления детей.» Разработки занятий, развивающие программы, проекты, тематические смены. – 2008, 207 с.
«Республика как форма жизнедеятельности детского коллектива. » – Ярославль, 1995.
Михаил Рожков, Борис Куприянов, Ирина Фришман. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. Cерия: Воспитание и дополнительное образование детей. – «Владос», 2001, – 216 с.
Руденко В.И. «Лучшие сценарии для летнего лагеря. Настольная книга воспитателя и вожатого.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. – 192 с. (Школа радости)
Книга содержит методические советы воспитателям и педагогам-организаторам, сценарии праздников, конкурсов, спортивных игр, аттракционов, дискотек, шоу-программ для школьников всех возрастов. Здесь можно найти варианты проведения различных мероприятий для детей, описания любимых детьми подвижных игр и игр для дождливой погоды, а также ценные практические советы, которые обязательно пригодятся в работе с детьми. Пособие адресовано воспитателям и педагогам-организаторам детских лагерей, работникам школ и детских садов.
С
Савинова С.В. «Ах, лето! Работа с детьми в летних загородных и пришкольных лагерях.» − 2008, – 78 с.
Самохин Ю.С., Самохина Т.А. «Туризм в детском оздоровительном лагере.» – М.: «Педагогическое общество России», 2003. – 80 с.
Сачкова Н.В. «Лето открытий.» Авторские программы отрядной деятельности, традиции детской пограничной заставы «Дозорная». − 200., – 156 с.
«Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ (Кипарис-11).» Учебно-методическое пособие./ Под ред. И.Н.Хуснутдиновой. – М.: «Педагогическое общество России», 2005.
Сборник «XIV общероссийская Встреча организаторов отдыха, оздоровления детей и молодѐжи: тезисы выступлений, статей, практики организаций отдыха и оздоровления детей». Сост. Г.С.Суховейко − Анапа, 2015.
Авторы − участники XIV общероссийской Встречи организаторов отдыха, оздоровления детей и молодѐжи «Лето 2015; преодоление барьеров, лучший опыт и перспективы». Тексты сохранены в авторской редакции. Читать
«Советы начинающему вожатому.» / Составители З.Н.Калинина, М.А.Селиванова. – Тула: 2002.
Соловьёв Ю.А. «Патриотическое вопитание в лагере. Занятия, традиционные и творческие дела.» – 2007. – 201 с.
Сысоева М.Е. «Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие.» – М., 1999 г.
Сысоева М.Е. «Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря.» – М.:1999
Сысоева М.Е., Хапаева С.С. «Основы вожатского мастерства. Курс лекций. Рабочая тетрадь.» – М., 2002.
Т
Титкова Т.В. «Настольная книга вожатого в детском оздоровительном лагере.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 320 с. (Серия: Школа радости)
Автор-педагог, имеющий большой опыт работы в детских оздоровительных лагерях, раскрывает специфику занятий с детьми на загородном отдыхе. Как сделать досуг ребят разнообразным, а отдых – полноценным? Как можно плодотворнее взаимодействовать с детьми, их родителями, а также персоналом оздоровительного лагеря? Как научиться быстро принимать верные решения? Это можно узнать из данной книги. Она интересна не только вожатым, но и всем педагогам, работающими с детьми, а также родителям, поскольку содержит большое количество различных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогут сделать досуг детей интересным и увлекательным. Уделено внимание предсменной подготовке лагеря к заезду детей, установлению отношений с детьми и их родителями, другими вожатыми, администрацией и обслуживающим персоналом лагеря. Приведены примеры кричалок, моментальных розыгрышей.
В этом издании автор – педагог, имеющий большой опыт работы в летних оздоровительных лагерях, – раскрывает специфику занятий с детьми на загородном отдыхе. Как сделать досуг ребят разнообразным, а отдых – полноценным? Как можно плодотворнее взаимодействовать с детьми, их родителями, а также персоналом оздоровительного лагеря? Как научиться быстро принимать верные решения? Это вы сможете узнать, открыв нашу книгу. Она интересна не только вожатым, но и всем педагогам, работающим с детьми, а также родителям, поскольку содержит большое количество различных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогут сделать досуг детей интересным и увлекательным.
Титов С.В. «Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере.» – 2008, – 132 с.
Титов С.В. «Здравствуй, лето». – Волгоград: Издательство «Учитель», 2001.
Титов С.В. «Ура, каникулы! Библиотека вожатого.» – М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 160 с.
Сборник содержит методические советы по планированию и организации работы тематических летних детских лагерей, сценарии праздников, конкурсов, ролевых игр, аттракционов, дискотек, шоу-программ. Пособие адресовано учителям и воспитателям школ, руководителям и вожатым детских лагерей, родителям. Предложенные варианты можно варьировать, дополнять, на их основе придумывать новые.
Торгашов В.Н. «Мы играем в детектив: Праздники, концерты, затеи, сюжеты, конкурсы, истории, викторины, шифровки.» – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 128 с.
Трепетунова Л.И. «Летний оздоровительный лагерь. Массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники. конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания)» − 2007, 280 с.
Трушкин А.Г., Пивнен П.П., Абраухова В.В. «Творчество в детском оздоровительном лагере. Книга для воспитателей и педагогов.» – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 320 с. (Серия: Школа радости)
Книга предназначена для тех, кто работает с детьми в условиях загородного детского лагеря, оздоровительного центра. Авторы-составители раскрывают секреты педагогического мастерства, делятся собственным опытом развивающего досуга детей. Адресована вожатым-новичкам, студентам педагогических колледжей и вузов, проходящим практику в оздоровительных лагерях. С не меньшим интересом прочтут её опытные педагоги, работники школ и учреждений дополнительного образования.
Ф
«Фантазия + Творчество = Каникулы. Методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков.» – М., 1994.
Фридман М.Г. «Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха.» – М.: 2002.
Фришман И.И. «Внимание, каникулы!» Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей, социальных педагогов вузов. – М.: «Центр гуманной литературы», 2005
В сборнике подробно рассматриваются особенности воспитательного процесса в детском оздоровительном лагере, раскрывается система организации профильных смен, предлагаются пути и методики работы педагогов с детьми, подростками-участниками смен. Приведены конкретные программы: летних игр, фестивалей, научно-практической экспедиции, образовательно-оздоровительных мероприятий и др.
Пособие адресовано организаторам летнего отдыха детей и подростков.
Ц
Цветкова И.В. и др. «Кипарис – 10. Радуга над Экландией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря». Методическое пособие. − М.: «Педагогическое общество России», 2005.
Ш
Шаульская Н. А. , Лифшиц О. А. «Летний лагерь. День за днем. Сказочные каникулы» – М.: «Академия развития», 2007.− 224 с. (Серия: После уроков)
Книга посвящена организации различных форм воспитательной деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря: играм, конкурсам, праздникам, развлечениям, которые помогут сделать отдых детей во время каникул ярким и запоминающимся.
«Школьный летний лагерь: 1-5 классы: Нормативные материалы; Образцы документов; Планы работы; Сценарии мероприятий.» – 2004 г., 192 стр
«Школьный лагерь. Разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере.» – Издательство «Учитель - АСТ», 2003 , – 128 стр.
Шмаков С.А. «Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому.» – 2-е изд., дополн. – М., 2001.
Штейнберг Е.Б. «Организация жизнедеятельности детей и педагогов в летнем лагере. (Методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей).» − М.: «МЗ-Пресс», 2002, – 272 с.
Лагерь «НАДЕЖДА» как составную часть воспитательной системы Региональной детской общественной организации «Отряд «Надежда» Дворца творчества детей и молодёжи Восточного округа г. Москвы знают организаторы детского движения и летнего отдыха детей не только в Москве, но и далеко за её пределами.
«Надежда» – лагерь экспериментов, идей, педагогической фантазии, проб и ошибок, но, прежде всего, это лагерь детей и для детей.
В отборе материалов автор ориентировался на людей творческих, ибо копировать «Надежду», как и всё живое, не имеет смысла, а заглянуть в ее лабораторию может оказаться поучительным.
Практические советы, в разработке и в описании которых принимали участие Белкин А.А., Коминова Е.Б., Коминов А.П., Аленина Н.В., Силин С.В. и другие педагоги лагеря, могут помочь выстроить систему жизнедеятельности детского коллектива, и как результат сделать общение ребят и взрослых добрее, содержательнее, справедливее.