Омельченко В.И. О правовом ргулировании в активном детском туризме.
Статья подготовлена в рамках реализуемого Общероссийской физкультурно-спортивной общественной организации «Федерация спортивного ориентирования России» проекта «Всероссийская школа инструкторов детско-юношеского туризма», выполняемого в соответствии с Договором о предоставлении гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества № 17-1-007245 в 2017 году
Для детско-юношеского туризма России 2018 год особый. 100 лет назад было создано центральное бюро школьных экскурсий, положившие начало созданию в стране системы, обеспечивающей решение образовательных задач путем непосредственного соприкосновения ребёнка с историческим прошлым, путем его погружения в естественную природную среду.
Во многом отечественная система детско-юношеского туризма уникальна, поскольку за 100 лет развития в России сформировалась своеобразная субкультура активного туризма. Составными частями данной субкультуры являются и система дополнительного образования детей туристско-краеведческой направленности, и туристско-краеведческая деятельность в системе общего образования, и, по сути, национальный вид спорта «спортивный туризм», и, конечно же активные формы детского отдыха, реализуемые в формате деятельности палаточных лагерей.
Следует отметить, что в России система организованного детского отдыха сформировалась и выросла на системе деятельности палаточных лагерей.
Таким образом, современный детско-юношеский туризм «синергирует» в себе образование, спорт и детский отдых. По сути детско-юношеский туризм и детский отдых это два основополагающих элемента организации воспитательного процесса, как в рамках, так и за пределами образовательных программ.
При этом необходимо четко отличать детский туризм как социальное явление, суть которого заключается в организации деятельности с ребёнком за пределами места его постоянного проживания, и туризм как отдельную отрасль услуг. Практически весь организованный детский отдых и оздоровление по форме является частью такого масштабного социального явления как туризм, поскольку осуществляется, как правило, за пределами места постоянного проживания ребёнка.
Вместе с тем качественным признаком, отличающим туризм как отдельную отрасль экономики от туризма как формы организации деятельности, является само содержание осуществляемой деятельности. Для системы образования и системы детского отдыха приоритетным является не место осуществления деятельности, а её содержательное наполнение. При реализации дополнительных образовательных программ туристско-краеведческой направленности основное внимание уделяется достижению образовательного результата на примерах изучения исторического прошлого в своей Родины, формированию у обучающихся умений и навыков безопасного нахождения в условиях природной среды. В рамках реализации программ общего образования туристские походы и экспедиции выступают в качестве одной из форм организации образовательного процесса по общеобразовательным предметам, таким как ОБЖ, физическая культура, география, биология.
Безусловно, составной частью образовательных программ в детско-юношеском туризме являются вопросы формирования у обучающихся знаний умений и навыков ориентирования на местности. В этом плане имеется значительный потенциал для взаимодействия образовательных организаций и Федерации спортивного ориентирования России.
К сожалению, развитие такого значимого социального явления как детский туризм в последнее время столкнулась с целым рядом системных вызовов и одной из ключевых проблем является противоречивость нормативно-правовых документов, регламентирующих данную сферу. В отличие от советского периода, когда детско-юношеский туризм развивался на системной основе, в настоящее время усиливается дифференциация в нормативном регулировании вопросов развития детского туризма в сферах: спорта, образования и туристских услуг.
Данная проблема касается не только детского туризма. Дифференциация охватывает практически все смежные вопросы, находящиеся на стыке вышеуказанных отраслей.
Так, в спортивном туризме периодически возникают вопросы, связанные с тем, что принимаемые Министерством спорта России документы, регламентирующие проведение спортивных соревнований, не всегда применимы в отношении спортивных туристских походов.
В системе образования возникают сложности со статусом инструкторов детско-юношеского туризма и с организацией учебно-воспитательного процесса за пределами образовательных организаций. При этом до сих пор нормативно-правовым документом, регламентирующим указанные вопросы, является инструкция, принятая ещё в 1992 году.
Наибольшие проблемы в регламентации вопросов детского туризма наблюдаются в сфере туристских услуг, что во многом обусловлены тем, что нынешняя модель данной сферы сформировалась уже в постсоветский период. При этом активный детский туризм как область туриндустрии имеет ограниченное развитие и до настоящего времени концентрируется в основном в сферах образования и спорта. Данный факт связан, в том числе и тем, что в активном детском туризме значительный объём времени занимает освоение соответствующих образовательных программ и программ спортивной подготовки. В отличие от экскурсий, как правило, не предъявляющих требований к уровню подготовки, участию ребёнка в походе предшествует значительный объём подготовительной работы.
Также следует учитывать и историю становления современной нормативно-правовой базы в сфере туристских услуг. Действующий в настоящее время Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» разрабатывался и принимался в середине девяностых годов ХХ века, когда массовый всплеск выездного туризма и развития объектов туристской индустрии потребовали срочного принятия нормативных документов, регламентирующих данную сферу деятельности. Документы советского периода в указанный период уже не удовлетворяли реалиям рыночной России и брошенные на «заграничных» курортах отдыхающие были предоставлены сами себе. По сути это не закон, регламентирующий туризм как социальное явление, а закон, регулирующий деятельность туроператоров и турагентов. Вопросы развития активного туризма, в том числе детского, в законе практически не были отражены.
Квинтэссенцией проблем, связанных с правовой «неурегулировностью» в сфере туристских услуг, стала трагедия, произошедшая на Сямозере.
Последовавшее за трагедией принятие в экстренном порядке ряда нормативно-правовых актов, призванных урегулировать непростую ситуацию, только усугубило существующие проблемы, поскольку был продолжен процесс фрагментации детского активного туризма. В этой связи член Координационного Совета по развитию детского туризма в Российской Федерации Ю.С. Константинов предложил разработать единые правила организации и проведения туристских путешествий с детьми. Данное предложение поддержала Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю.Голодец, и в соответствии данным ею поручением в настоящее время ведётся разработка данного документа.
По нашему мнению, при разработке единых правил следует исходить не из принципа регламентации детского активного туризма как самостоятельной сферы деятельности, а из регламентации самих условий её осуществления.
Таким образом, в качестве предмета регулирования правил могут выступить вопросы перемещения и вопросы проживания организованных групп детей в природной среде, что обеспечит универсальный характер регулирования детского активного туризма вне зависимости от сферы осуществляемой деятельности (спорт, образование, туристские услуги). При этом представляется целесообразным в разрабатываемых правилах применить отсылочные нормы в части содержания образовательных программ к документам Министерства просвещения России (Минобрнауки России), а в части необходимого туристского опыта − к документам Министерства спорта России и Федерации спортивного туризма России. Также, возможно применение отсылочных норм к правилам по видам спорта, связанным с регламентацией перемещения ребёнка в условиях природной среды: спортивное ориентирование, скалолазание, рафтинг и т.п.
Учитывая межведомственный характер данного документа, его принятие целесообразно в формате постановления Правительства Российской Федерации, так как принятие его в формате ведомственного акта не позволит решить всех проблем межотраслевого характера.