Главная / Материалы совещаний, слушаний, заседаний, съездов по детскому туризму и отдыху / ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Общественные слушания. / "Туризм как интенсивная форма социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья"

"Туризм как интенсивная форма социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации
Общественной палаты Российской Федерации
по итогам круглого стола на тему:
«Туризм как интенсивная форма социальной адаптации
людей с ограниченными возможностями здоровья»

город Москва                                                                                                                             14 мая 2019 года 

Общественной палатой Российской Федерации (далее – Общественная палата) по инициативе Комиссии Общественной палаты по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей проведен круглый стол на тему: «Туризм как интенсивная форма социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья» (далее – круглый стол, мероприятие).

В круглом столе приняли участие члены Общественной палаты, представители органов государственной власти Российской Федерации, в частности, Федерального агентства по туризму, социально ориентированных некоммерческих организаций, туристского бизнеса, общественные эксперты.

Участники круглого стола констатировали, что возможность путешествий, отдыха и оздоровления лиц с ограниченными возможностями здоровья является не только реализацией их конституционного права на отдых, но и, в силу специфики образа жизни, важным условием повышения её качества.

Участники мероприятия подчеркнули, что для людей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей проблема социальной реабилитации и адаптации к условиям жизни в обществе является основной.

Участники круглого стола подчеркнули, что развитие медицины, фармации и технических средств способствует поддержанию в активной форме здоровья и жизнедеятельности людей с ограниченными возможностями здоровья; а средства массовой информации формируют у людей с физическими и сенсорными нарушениями устойчивый интерес к путешествиям. Однако участники круглого стола отметили, что полноценную социальную реабилитацию затрудняют следующие причины и особенности, связанные с инвалидизацией:

– недостаточный уровень мотивации и низкий уровень удовлетворенности условиями жизни;

–проблемы в области коммуникации с окружающими в быстро меняющейся социокультурной среде;

– тревожность и неуверенность в будущем, пессимистический взгляд на жизнь, обусловленный дезадаптивностью.

Участники круглого стола подчеркнули, что существенный вклад в адаптацию и интеграцию в общество людей с ограниченными возможностями здоровья может внести туризм. Однако в Российской Федерации недостаточное количество туристских фирм, способных на качественном уровне организовывать путешествия для людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом также недостаточно развита инфраструктура по обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья. В частности, в гостиницах недостаточное количество номеров, оборудованных для инвалидов-колясочников; недостаточное количество специализированного транспорта; многие старинные туристские объекты не приспособлены для посещения их маломобильными гражданами; автобусы содержат специальные площадки для перевозки инвалидов-колясочников, однако не переоборудованы для перевозки групп инвалидов-колясочников. При этом участники круглого стола отметили, что места для посадки и высадки туристских групп инвалидов зачастую не отвечают требованиям безопасности. Участники круглого стола обсудили актуальные направления развития инфраструктуры по обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, необходимость переоборудования автобусов для перевозки групп инвалидов-колясочников, активизации деятельности по обеспечению доступности старинных туристских объектов для инвалидов, развития музейных программ для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Участники мероприятия подчеркнули необходимость изучения положительного опыта создания музейных программ, адаптированных для инвалидов по зрению. Вышеуказанные специализированные программы с более детальным описанием экспонатов, а также с возможностью тактильного их изучения на сегодняшний день представлены в государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы «Государственный Дарвиновский музей», в федеральных государственных бюджетных учреждениях культуры «Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина», «Государственный исторический музей», в частном учреждении культуры «Музей современного искусства «Гараж», в негосударственном учреждении культуры «Музей «Огни Москвы» и ряде других музеев, расположенных в городах Москве и Санкт-Петербурге. Однако учреждения культуры, подведомственные иным субъектам Российской Федерации, зачастую не располагают возможностями дублирования экспонатов местных музеев, создания специальных залов для инвалидов. Участники круглого стола подчеркнули важность распространения специализированных музейных программ в субъектах Российской Федерации.

Участники мероприятия отметили, что сотрудники центров социального обслуживания, социально ориентированных некоммерческих организаций, интернатов, реабилитационных центров способствуют по мере возможности организации путешествий для людей с ограниченными возможностями здоровья, однако делают это на добровольных началах, зачастую без должной профессиональной подготовки. Между тем, как отметили участники круглого стола, организация туристских мероприятий для данной категории граждан гораздо сложнее стандартной. Для полноценной реализации реабилитационного потенциала туризма в удовлетворении спроса на социальную адаптацию данной категории граждан необходимы специальные условия и повышенный уровень профессиональных компетенций у исполнителей, что возможно осуществить совместными усилиями органов государственной власти и некоммерческих организаций.

Участники мероприятия выделили основные причины отсутствия положительной динамики вовлечения людей с ограниченными возможностями здоровья в социальную жизнь общества, среди которых:

– недостаточность нормативно-правового регулирования, направленного на развитие туризма как интенсивного средства социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, маломобильных граждан;

– финансовая недоступность путешествий для большинства граждан данной целевой группы;

– недостаточное количество научно обоснованных методик проведения социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья средствами туризма;

– отсутствие стимулов и мотивации у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к применению средств туризма для социальной адаптации людей, имеющих инвалидность.

Помимо вышеизложенного участники мероприятия обсудили проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми-инвалидами, в частности, ситуации, при которых ряд льгот, в том числе при посещении туристских объектов, имеет только ребенок-инвалид, но не члены его семьи.

Участники круглого стола подчеркнули, что туристские услуги для людей с ограниченными возможностями здоровья должны максимально удовлетворять их основную потребность – потребность в социальной адаптации, что не входит в профессиональные цели и компетенции турбизнеса, в связи с чем для развития туризма людей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей необходимы решения, отличающиеся от стандартных.

Участники круглого стола обсудили необходимость разработки федеральной программы развития доступного туризма. В частности, участники мероприятия отметили необходимость вовлечения детей с ограниченными возможностями здоровья в мероприятия детско-юношеского туризма и краеведения при соблюдении дополнительных требований к их безопасности. В связи с вышеизложенным участники круглого стола обсудили целесообразность введения обязательной квоты, соответствующей процентному соотношению детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к общему количеству детей, а также привлечения для работы с детьми педагогов ­– дефектологов.

Участники мероприятия подчеркнули, что лица с ограниченными возможностями здоровья имеют все основания для особого внимания государства к их проблемам, что обусловливает специальные потребности к инфраструктуре, обеспечению доступности культурных объектов.

Участники круглого стола обсудили актуальность развития туризма для людей с инвалидностью в системе Министерства спорта Российской Федерации, отметив, что занятия спортивным туризмом повысят возможности социальной адаптации инвалидов. Однако участники круглого стола подчеркнули, что в Единой всероссийской спортивной классификации по виду спорта «спортивный туризм» на сегодняшний день отсутствуют нормативы выполнения спортивных разрядов и званий для инвалидов.

Участники мероприятия также отметили актуальность выделения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации путевок в санатории с целью реабилитационного туризма и важность включения инвалидного туризма в приоритетные виды туризма.

Участники мероприятия подчеркнули, что необходимо создать механизм, регулирующий взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации, профильных ведомств, туристского бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций, представляющих интересы людей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам обеспечения данного социально важного вида туризма в интересах не только целевой группы населения, но и общества целом.

С учетом вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации считает необходимым рекомендовать:

Правительству Российской Федерации совместно с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) рассмотреть возможность и целесообразность введения ряда льгот для семей с детьми-инвалидами, в частности, права на бесплатный доступ к туристским объектам для всех членов семьи.

Министерству экономического развития Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Проведения мониторинга состояния доступного туризма в Российской Федерации и разработки федеральной программы развития доступного туризма с определением органов государственной власти, ответственных за ее реализацию, а также источников финансирования.

2. Внесения изменений в Приложение 1 к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» в части включения туризма для людей с ограниченными возможностями здоровья в перечень видов туризма, которым требуется формирование специальных мер государственной поддержки.

Министерству науки и высшего образования Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Внесения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры, входящих в укрупненные группы направлений подготовки: «390000 -Социология и социальная работа», «430000 - Сервис и туризм», « 49 0000 - Физическая культура и спорт» в части формирования профессиональной компетенции: «Способность планировать, организовывать и проводить психофизическую реабилитацию и рекреацию людей с отклонениями здоровья средствами адаптивного туризма».

2. Разработки и утверждения примерной программы дисциплины «Психофизическая реабилитация и рекреация средствами адаптивного туризма».

Министерству просвещения Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Введения для мероприятий детско-юношеского туризма и краеведения обязательной квоты, соответствующей процентному соотношению детей с ограниченными возможностями здоровья по отношению к общему количеству детей.

2. Возрождения при участии педагогов-дефектологов системной организации туристско-краеведческой работы для детей с нарушениями психофизического развития как продуктивного средства социальной адаптации и подготовки к трудовой деятельности.

Министерству здравоохранения Российской Федерации рассмотреть возможностьвключения методик адаптивного туризма как средства социальной адаптации в индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов.

Министерству культуры Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Организации межведомственного взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях разработки и активизации механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций в работу по обеспечению доступности объектов культуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Активизации информирования населения о действующих в учреждениях культуры адаптированных программах для инвалидов.

3. Введения обязательного обучения персонала всех объектов культуры взаимодействию с посетителями с инвалидностью.

4. Активизации распространения опыта создания музейных программ для инвалидов по зрению.

Министерству культуры Российской Федерации совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации рассмотреть возможность рекомендации образовательным организациям высшего образования, среднего профессионального образования введения в учебные планы подготовки экскурсоводов программ по проведению экскурсий с инвалидами различных нозологий.

Министерству транспорта Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Переоборудования городских, междугородних, туристских автобусов и микроавтобусов под условия перевозки групп колясочников, в том числе и на дальние расстояния, с возможностью обустройства мест для сна.

  1. Разработки системы по обеспечению безопасности мест для посадки и высадки туристских групп инвалидов, выделения мест для парковки специализированного туристского транспорта, льгот по проезду для туристских групп инвалидов.

Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

Рассмотреть возможность:

1. Введения туризма инвалидов в перечень видов деятельности Центров реабилитации в системе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в качестве средства медико-социально-психологической абилитации, реабилитации и адаптации инвалидов.

2. Введения социального сертификата на реабилитационные туры для людей с инвалидностью в перечень видов реабилитации, которыми инвалиды обеспечиваются по «путевочной системе» по аналогии с санаториями.

Министерству спорта Российской Федерации рассмотреть возможность внесения изменений в Приложение № 62 к приказу Министерства спорта Российской Федерации от 13 ноября 2017 года № 990 «Об утверждении Единой всероссийской спортивной классификации (виды спорта, не включенные в программы игр Олимпиады, Олимпийских зимних игр, а также не являющиеся военно-прикладными или служебно-прикладными видами спорта)», направленных на установление нормативов выполнения спортивных разрядов и званий для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата и инвалидов по слуху по виду спорта «спортивный туризм»

Федеральному агентству по туризму

Рассмотреть возможность:

1. Разработки инклюзивных туристских маршрутов для людей с ограниченными возможностями здоровья с привлечением профессиональных сообществ инвалидов и некоммерческих организаций, а также специалистов, занятых в данной сфере.

2. Создания комплексной системы ориентации, навигации, информации на туристских маршрутах, включая информационный портал, адаптированный для путешественников с различными заболеваниями и аккумулирующий весь спектр информации о туристских маршрутах, учреждениях и услугах, доступных объектах.

3. Включения в программы подготовки кадров (экскурсоводов и работников средств размещения) разделов, касающихся особенностей сопровождения и обслуживания людей с различными заболеваниями, и правилам общения с ними.

4. Обеспечения поддержки организаций, разрабатывающих туристские маршруты для людей с ограниченными возможностями здоровья, занимающихся продвижением специализированного туристского продукта и обслуживанием данной категории туристов.

5. Распространения отечественного и зарубежного опыта эффективных практик формирования, продвижения и реализации турпродукта для людей с ограниченными возможностями здоровья для его использования в практической работе среди организаций всех форм собственности.

Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги», акционерному обществу «Федеральная пассажирская компания» рассмотреть возможность выделения специально оборудованных железнодорожных вагонов на популярных направлениях для перевозки инвалидов-колясочников.