Бахвалов Д.Г.,Губаненков С.М. Об организации контрольных туристских соревнований обучающихся Санкт-Петербурга.
« Назад 04.06.2016 23:16 Мы надеемся, что объяснять всю применяемую в статье специальную терминологию никому не придется: статья написана для людей сведущих. Тем не менее. В России существует два вида маршрутно-квалификационных комиссий: туристско-спортивные МКК и МКК образовательных учреждений (МКК ОУ). Эти комиссии и похожи, и разнятся между собой. Туристская работа со школьниками должна строиться через МКК ОУ. В их легитимности в последнее время принято сомневаться, но эти сомнения исходят либо от людей, заинтересованных в упразднении МКК, либо от юридических неофитов, получающих огромное удовольствие от оперирования юридическими терминами и юридическим образом мысли. На претензии последних из названных сомневающихся можно ответить так. С легитимностью МКК ОУ все в целом в порядке, но если бы МКК ОУ были не легитимны, то вопрос стоял бы не так, чтобы упразднить МКК, а так, чтобы сделать их легитимными, создать нормативную базу их существования. МКК ОУ нужны, это – главное.
Контрольным выездом в туризме называется проверка готовности группы к совершению планируемого ею путешествия, проводимая в полевых условиях, максимально близких к условиям планируемого путешествия. Идеальным случаем проверки готовности является проверка «одни в один»: это когда вместе с группой на местность выезжает выпускающий член маршрутно-квалификационной комиссии, имеющий на руках маршрутную книжку группы, хорошо знающий заявляемый группой маршрут и успевший, как минимум, раз переговорить с членами группы. На контрольном выезде проверяется техническая (преодоление препятствий маршрута) и психологическая (управляемость, схоженность) подготовленность группы, но может также проверяться и физическая подготовленность и техника полевого походного быта, например, в горных условиях. При большом количестве выпускаемых на маршруты групп у членов выпускающей маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) может банально не хватить времени, чтобы проверить все группы методом «один в один». В этом случае приходится организовывать групповые контрольные выезды, на которые приглашать группы, планирующие путешествия одинакового или близкого уровня сложности. Ну а если несколько групп в одном и том же месте совершают примерно одни и те же туристские действия, в голову проверяющего может прийти мысль включить секундомер и устроить соревнования групп. Это интересно, но это – не главное. Основной смысл включения секундомера заключается в том, что замешивая в психологический настрой групп спортивный азарт, проверяющий член МКК моделирует экстремальную ситуацию в группе. Ведь не секрет, что если в спокойном состоянии человек способен действовать правильно, вовсе не факт, что так же правильно он будет действовать и «на нерве». Проблема группового контрольного выезда заключается в том, что один человек не способен уследить за многими группами. Возникает необходимость вывозить в качестве проверяющих нескольких членов МКК. Но этих членов все-таки может быть меньше, чем проверяемых групп. Например, если пустить группы по контрольному туристскому маршруту с пятью техническими этапами на его протяжении, то для обслуживания маршрута понадобится порядка двенадцати человек (по два на каждый этап и два на старт-финиш маршрута), а за один день по маршруту можно будет пропустить двадцать и более групп. Вечером те же члены МКК могут обходить лагеря групп и смотреть, как обустроились и как ведут себя группы. И все же, не факт, что в такой ситуации удастся проверить все группы с необходимой степенью доскональности. В этом случае каким-то группам: планирующим максимально сложные путешествия или неудачно прошедшим групповую проверку, − можно назначить дополнительный выезд, проводимый методом «один в один» или как-нибудь по-другому. Содержание контрольного выезда должно соответствовать содержанию планируемых группами путешествий. Препятствия (этапы) на контрольном туристском маршруте должны имитировать препятствия на планируемых группами туристских маршрутах, и преодолеваться эти препятствия должны в условиях, максимально приближенных к реальным походным условиям, то есть всей группой, двигающейся по маршруту с полной походной выкладкой (а не с каким-то условным «контрольным грузом»). Причем объём и вес походной выкладки групп может быть разным: всё зависит с каким снаряжением отправляется в поход группа, и сколько она грузит в свои рюкзаки этого снаряжения. В последнем случае возможны проблемы. Например, группа может утверждать, что она с собой в поход возьмет пять веревок, тогда как для преодоления препятствий маршрута в общем достаточно двух. Пять веревок на контрольный выезд, проводимый в режиме соревнований, берётся из спортивных соображений: чтобы на каждом этапе выезда использовать веревки, не тратя лишнего времени на их бухтовку-перебухтовку. А лишний вес можно и потерпеть: не неделю же нести эти веревки, а все-то пару часов! В этом случае проверяющим членам МКК стоит ввести разумные ограничения на количество снаряжения групп на контрольном туристском маршруте. И т.д. Подобных ограничений может быть много, но все они должны вводиться с одинаковой целью: с целью приближения условий прохождения контрольного туристского маршрута к реальным походным условиям. Проблем на групповых контрольных выездах, приводимых в режиме соревнований, возникает великое множество. Часть из них оказывается связанной с тем, что многие из проверяемых групп и их руководителей имеют опыт участия в других − не контрольных, а спортивных–туристских соревнованиях и некритично переносят стереотипы спортивных соревнований на контрольные соревнования. Чтобы лучше понимать, с какими стереотипами придется столкнуться и как на них реагировать, члены МКК должны иметь представления, о том, в каких спортивных соревнованиях кроме контрольного выезда участвуют проверяемые группы. Из истории туристских соревнований Туристы начали соревноваться друг с другом по той же причине, по которой начинают соревноваться друг с другом все люди. Захотелось похвалиться умением. Туристы проходят свои маршруты без зрителей, их мастерства никто не видит, никто, кроме товарищей по походу им не восхищается. Умелым путешественникам захотелось большего, и они стали собираться на туристские слёты, на которых в соревновательном режиме демонстрировали свои походные умения. Ну а какие умения необходимы туристам в походах? – Умение ориентироваться по карте, умение преодолевать препятствия маршрута (овраги, реки, крутые и отвесные склоны и т.д.).
− Умение с комфортом устроиться на ночлег. Соответственно и соревнования на слетах проводились по ориентированию, по технике преодоления препятствий различных маршрутов, по полевому походному быту. Ну и не обошлось без тусовки. Пение у костра под гитару или «а капелла» является неистребимым атрибутом несложных походов, поэтому в программу слётов первоначально входили и конкурсы художественной самодеятельности.
Ни что в этом мире не остается в том виде, в каком появилось на свет. С годами изменялись и туристские соревнования. Изменялись в сторону меньшей «слётности» и большей спортивности. Из программ туристских соревнований уходили конкурсы самодеятельности, усложнялись дистанции по ориентированию и по «техникам видов туризма». Впервые в число официально признанных видов спорта туризм походов вошел в 1949 году. В 1964 году во всесоюзном реестре видов спорта появился новый туристский вид спорта «спортивное ориентирование». Первоначально и альпинизм в России развивался в структуре Общества пролетарского туризма и экскурсий, но это – немного другая история, и на ней сейчас мы останавливаться не будем. В 1995 году в спортивном туризме кроме разрядных требований по походам появились отдельные разрядные требования соревнований по туристскому многоборью (по техникам преодоления препятствий пеших, лыжных, горных, водных и других видов походов). Развитие системы соревнований по туристскому многоборью вело ко все большей унификации и условности преодолеваемых на дистанции препятствий, к унификации и условности техники преодоления этих препятствий. В конечном итоге из соревнований на пешеходных туристских дистанциях вылупился очень симпатичный вид спорта (ещё не оформивший себя в качестве отдельного вида), но соревнования на этих дистанциях перестали подходить для проверки походных навыков группы, в том числе и навыков преодоления препятствий маршрута. Перестали подходить именно по причине унификации и условности. На маршрутах все бывает очень конкретно, неповторимо, с большим количеством эксклюзивных деталей. На маршруте нужно думать, изобретать стереотипы движения, на дистанции надо применять хорошо выученные стереотипы. Кроме соревнований на пешеходных дистанциях в спортивном туризме развились соревнования на комбинированных дистанциях (поисково-спасательные работы). Методика проведения этих соревнований больше подходила для использования соревнований в качестве контрольного выезда, но свои условности и особенности образовались и там. Соревнования на лыжных, горных и водных дистанциях по многим причинам проводились всё реже и реже, и в конце концов их значение в спортивном туризме, в том числе и в спортивном туризме походов, оказалось пренебрежимо малым. Из водных соревнований выделился новый вид спорта – рафтинг, горную технику преодоления препятствий маршрутов вобрала в себя пешеходная техника, а все, кто любил соревноваться в туристской технике спусков и подъемов на лыжах, похоже, увлеклись горными лыжами. Поскольку эволюция соревнований по спортивному туризм в группе дисциплин «дистанция пешеходная» увела соревнования от туризма походов, как говорится, к «чистому» спорту, туристы, обладающие опытом участия в соревнованиях на туристских дистанциях, стереотипно начинают ожидать унификации или хотя бы регламентации и условий проведения контрольных туристских соревнований (соревнований на контрольных туристских маршрутах). Причём ожидают они этого не покорно, а требовательно: пытаются «качать права», возмущаться, высказывать сомнения в компетентности организаторов соревнований, являющихся выпускающими членами МКК. Эта ситуация усугубляется тем, что в период становления системы соревнований на пешеходных туристских дистанциях у организаторов и участников соревнований было принято проводить «совещания представителей», на которых обсуждалась и уточнялась программа соревнований, и порой участники высказывали действительно здравые мысли, до которых не додумывались организаторы. К сожалению, такие обсуждения не всегда проводились корректно и чаще всего напоминали базар. Память о пережитых «базарах» на совещаниях часто мешает руководителям групп правильно воспринимать установки членов МКК на контрольных соревнованиях. Поэтому сразу хочется дать несколько советов организаторам соревнований по предпоходной проверке готовности групп. Во-первых, желаем организаторам соревнований во всех случаях оставаться невозмутимыми и пребывать в хорошем настроении. Не поддавайтесь негативным эмоциям, даже если у вас есть причины для их проявления. В то же время не стоит забывать, что бытовая народная мудрость гласит: «Нет более верного способа не пройти проверку, чем начать ругаться с проверяющим». К сожалению, эта мудрость часто оказывается забытой туристами. Приходится напоминать и делать это порой очень образно. Например, члену МКК бывает полезно сказать о себе проверяемому туристу, что я-де человек не злопамятный: отомщу и забуду, снова вспомню – снова отомщу. Особо упёртым и опытным туристам-спортсменам рекомендуется пересказывать следующий анекдот: человек, наблюдающий за игрой других людей в покер, видит, как сдающий сдаёт себе туза снизу колоды. Наблюдатель обходит стол, за которым играют, и сообщает о неправильной сдаче другому игроку. Игрок объясняет наблюдателю, что тот ничего не понимает в покере, потому что тот, чья сейчас сдача, сдаёт, как только умеет. После этого рекомендуется напомнить руководителям групп, что на контрольных соревнованиях «карты сдаёт» МКК. О содержании контрольного выезда Что нужно проверять на контрольном выезде группы? Какие конкретно навыки и умения? − Это зависит от того, в какое конкретное путешествие собралась проверяемая группа. Во взрослом туризме контрольные выезды даже в золотые времена туризма походов (пятидесятые − восьмидесятые годы прошлого века) редко проводились для групп, собирающихся в походы первой-второй категории сложности. Но детский туризм − это не взрослый туризм, в детском туризме походы первой-второй категории составляют большинство от совершаемых детьми путешествий. Проверять нужно готовность туристов к наиболее опасным походам, а, как известно, главную опасность в детском походе − сами дети, и представляют, точнее представляет их неадекватная в силу отсутствия необходимого жизненного опыта − реакция на житейские ситуации путешествия. Вероятность неадекватной реакции тем выше, чем более энергичны дети в походе. Их энергия порой переливается через край и приводит к ЧП, поэтому наиболее безопасными детскими путешествиями оказываются путешествия, требующие для своего совершения большого количества сил. Пока дети придавлены к земле тяжестью своего рюкзака, они не бесятся, а, как зайчики, ну или как ослики (хотя ослики тоже способы переживать беспричинную панику) идут себе по тропе от привала к привалу. После тяжелого походного дня дети расползаются по своим палаткам и мирно спят до утра. А вот если активность детей не погашена тяжёлым трудом − жди беды. Дети сотворят что-нибудь небезопасное для себя, а впоследствии и для их педагога, которого будут судить. По нашему мнению, самым опасным детским туристским мероприятием является полевой учебно-тренировочный сбор (палаточный лагерь) разновозрастной группы. Если палатки не переносятся с места на место и каждый вечер не ставятся заново, значит, у детей остается много свободного времени. Как ни крути, а восьми- или десятичасовую тренировку не проведешь, у детей остается много досуга, во время которого они что-нибудь придумают. А разновозрастная группа дополнительно опасна тем, что при работе с ней трудно рассчитать нагрузку, которая равно бы утомляла и подростков и юношей. Если юноши работают за себя и за подростков, значит, остаются недогруженными подростки, если ежедневный километраж на маршруте одинаков для всех, а вес рюкзаков у всех почти одинаков, остаются недогруженными юноши. Время подъёма и время отбоя в палаточном лагере одинаково для всех, значит и продолжительность тренировок, в принципе, одинакова, а тренировки «на пределе сил», уж поверьте, для туристов не часто проводятся. Дети тренируются «не в полную силу», и трудно бывает казать, у кого сколько её остается по завершении тренировок. Получается, что если опасны все детские путешествия и даже непередвижные палаточные лагеря, а не только походы третьей-четвертой категории сложности, то контрольные выезды нужно проводить для всех детских туристских групп. Только проверять на этих выездах необходимо разные вещи. Собираясь в палаточный лагерь, нужно готовить и представлять МКК как специальную (тренировочную), так и досуговую программу, а проверять в этом случае нужно готовность детей к участию и в тренировках, и в досуговых мероприятиях. Если дети будут прятаться по кустам во время работы или досуга, ничем хорошим это не кончится. У групп, собирающихся в категорийные путешествия, содержание контрольного выезда (контрольных соревнований) оказывается более близким к традиционному содержанию соревнований на контрольном туристском маршруте и соревнований в технике полевого походного быта. Но особенностью всех детских контрольных соревнований является круглосуточность и нерегламентированное содержание соревнований по быту. Эти соревнования могут начинаться с момента посадки детей в транспорт, доставляющий их к месту проведения соревнований (или даже раньше: во время представления руководителем маршрутных документов группы и подачи заявки на участие в соревнованиях), и заканчиваться в момент высадки детей из транспорта в городе. Условиями проведения соревнований по туристскому быту обычно оказываются Правила пребывания участников на месте проведения соревнований и Регламент соревнований, предписывающий порядок подачи заявочных документов. Своевременность и правильность заполнения маршрутных и заявочных документов педагогом − руководителем группы обучающихся − многое скажет о самом руководителе: об уровне его собранности, дисциплинированности, самоуправления. Недисциплинированный руководитель не воспитает дисциплинированных подопечных. Уровень управляемости детей в группе обычно корррелируется с волевыми качествами руководителя группы. Не стоит сказанное понимать так, что волевой руководитель способен всю группу «держать в кулаке». На это не способен никто. Зависимость дисциплины в группе от самодисциплины руководителя не очень простая, но, все-таки, это − прямопропорциональная зависимость. Особенность проведения соревнований по туристскому быту в горных походах является оценка всех перемещений группы на полигоне и в лагере участников соревнований. В горах в одиночку не ходят ни за водой, ни, наоборот, вылить из себя воду. О любой отлучке из лагеря участник обязан докладывать руководителю, получать разрешение на отлучку и контрольный срок возвращения в лагерь. В принципе это требование может быть распространено на любые соревнования по туристскому быту: дети в походе должны находиться под постоянным контролем. Особого внимания заслуживает процесс заготовки дров и приготовления пищи на костре или на примусе (газовой горелке). Правила заготовки дров и правила эксплуатации всевозможных инструментов, нагревательных приборов (дополнительно к правилам, получаемым при приобретении приборов, и методическим рекомендациям, например, по использованию топора) излагаются в Правилах пребывания участников на месте проведения соревнований. Полевой быт в снежных зимних условиях может иметь место и в лыжных и в горных походах. В горных походах это означает ночевку без костра и без печки, а вот в лыжных походах при ночевках с печкой, установку и эксплуатацию шатра и печки нужно проверять на контрольном выезде. Поэтому зимние контрольные соревнования должны быть, как минимум, двухдневными, как, впрочем, и контрольные соревнования по другим видам туризма. Соревнования на контрольном туристском маршруте, проводимые не с целью выявления сильнейших спортивных коллективов, а с целью выявления уровня подготовленности групп к многодневным походам, представляют собой двух или даже трёхдневные путешествия, в которых маршрут проходится с полной походной выкладкой (проверяется то снаряжение, с которым группы пойдут в планируемые ими походы), а километраж дневных переходов приближается к ежедневному километражу многодневных походов. Поскольку во всяком походе группа может быть вынуждена транспортировать пострадавшего по сложному рельефу многие километры, навыки транспортировки должны проверяться на контрольных соревнованиях, причем продолжительность и протяженность транспортировки должны, если и не приближаться к походным, то и не быть имитацией. Транспортировать пострадавшего нужно на протяжении не менее чем двух или трех километров, причем маршруты транспортировки не должны проходить исключительно по удобной для транспортировки тропе. Должны встречаться препятствия. Ну а какие такие препятствия встречаются на маршрутах детских походов? Характер препятствий зависит от вида похода: пеший, лыжный, горный, водный. В пеших походах первой категории сложности могут встречаться участки бурелома (ветровала), неглубокие болота, иногда − осыпи. То же может быть и в походах второй категории сложности, только осыпей может стать больше, и могут появиться переправы через речки вброд или по бревну. Препятствия в горных походах первой категории сложности в общем соответствуют препятствиям пеших походов второй категории сложности. Главной опасностью при движении по этим маршрутам являются осыпи, на которых легко оступиться и, падая под рюкзаком, получить серьезную травму. Вот навыки передвижения по осыпям и должны проверяться на пешеходных или горных контрольных туристских маршрутах. Если соревнования проводятся в районе скальных массивов, совсем не обязательно вылезать на высокие вертикали, достаточно проложить маршрут по подножью массива, при необходимости − накрутить по осыпи петли. С целью оценивания навыков можно организовать специальный этап. В отсутствии реальных осыпей и камней можно уложить на землю устойчивые и неустойчивые (качающиеся) деревянные колобашки, разрешить опираться на них ногами или альпенштоками. Промах мимо колобашки (заступ в опасную зону) штрафуется. Но если есть возможность пустить группы на реальную осыпь − это лучше всего. Можно даже не штрафовать, а наблюдать и делать выводы. Имитацию осыпи проще всего организовать на ровном месте (в итоге она напоминает некогда известный, но теперь почти забытый этап «бег по кочкам»). Но ведь осыпь в походах не часто бывает горизонтальной. Поэтому по возможности нужно привозить и пешие и горные группы на имеющиеся в местности проверки скальные массивы, на сложный пересеченный рельеф (овраги, озы и сельги) и проверять навыки использования альпенштоков (телескопических палок) на подъёмах и спусках. Пешеходников необходимо выводить на реальные болота и предлагать этап «переправа по кочкам со слегами». В любом походе нужно быть готовым к ситуациям форс-мажора. В пешем походе первой категории сложности можно оказаться перед необходимостью переправляться по бревну, организуя перила. В горном походе можно попасть в ситуацию, когда придётся спускаться по скалам, использую для опоры или для страховки верёвку. Соответственно на контрольных туристских маршрутах, проверяющих готовность групп к названным путешествиям, необходимо ставить этапы «бревно», «спуск по-спортивному» и т.д. Поскольку в походы первой и пешей второй категории сложности индивидуальные страховочные системы не берутся, необходимо учить детей аварийно обвязываться куском веревки, которая должна присутствовать в составе походного снаряжения в походе любой категории сложности. Прохождение горных маршрутов второй категории сложности предполагает использование веревки при преодолении перевалов 1Б категории трудности. Если это скальные перевалы, необходимо проверять умение групп спускаться и подниматься по вертикалям с тяжёлыми рюкзаками. Если выясняется, что группа вверх лезет плохо (не хватает ни техники, ни физической подготовленности), значит, им придется планировать прохождение 1Б-перевалов только на спуск, а на случай схода с маршрута иметь аварийный выход через перевалы 1А, а лучше вовсе без перевалов. Если категорийность перевалам даёт закрытый ледник, значит, проверять горные группы нужно дважды: зимой – на снегу и весной-летом − на скалах. Зимой проверяются навыки движения в «кошках», навыки самозадержания и организации точек страховки на снежных крутых склонах. Летом на скалах в имитационных условиях проверяется готовность к ситуациям форс-мажора: самовылаз из трещины, преодоление бергшрунда, переправа пострадавшего через бергшрунд, подъём и спуск пострадавшего по вертикальному склону. Последнее имеет отношение и к скальным перевалам, но нужно помнить, что если дети плохо лезут вверх с рюкзаками, поднять пострадавшего они точно не смогут: не всегда при подъёме есть площадки, удобные для организации полиспаста. Что касается закрытых ледников, то здесь дела обстоят не лучше. Дети не удержат сорвавшегося в трещину или по склону и улетят следом за ним. Поэтому планируя маршруты горной второй и тем более категории сложности, нужно быть очень внимательным при выборе определяющих перевалов маршрута: по определяющей стороне только на спуск и без закрытых ледников по возможности. В равнинной местности почти нет снежных склонов, пригодных для проверки навыков самозадержания при срыве. Поэтому горные походы, начиная со второй категории сложности настоятельно рекомендуем проводить из горных палаточных лагерей, во время нахождения в которых участники проводят тренировки движения по закрытым ледникам на подходящих для этой цели более или менее заснеженных склонах. Если условия лагеря позволяют отработать технику переправы вброд через горную реку − это уже совсем хорошо: никакая имитация не заменит сбивающего с ног потока горной реки. Форс-мажором в пеших и горных походах второй категории сложности могут быть ситуации с организацией навесной переправы через реку (через бергшрунд), необходимость укладки бревна через речку (горный ручей). Этапы по организации таких переправ уместны на соответствующих контрольных соревнованиях. На лыжных контрольных соревнованиях кроме жизненно важной техники организации быта необходимо проверять технику подъёмов, спусков, траверсов склонов на лыжах, технику тропления лыжни. Как и на всех других контрольных соревнованиях полезно проверять технику движения по азимуту, технику использования GPS-навигатора. Особым зимним этапом является проверка навыков движения по тонкому льду, пересечение лавиноопасного склона, поиск пострадавшего в лавине. Организация соревнований на водном контрольном туристском маршруте представляет немалую сложность, отражающую специфику всего водного туризма. Водные походы совершаются по озерам и рекам, на лодках, байдарках, катамаранах, рафтах. Водность рек от сезона к сезону меняется. Проверить многие группы, идущие в поход на разных судах по разным рекам и в разное время, на одном маршруте практически невозможно. В Ленинградской области есть уникальное место, где такая проверка становится близкой к возможной. В районе поселка Лосево есть многоводный Лосевский порог, есть глади озер и есть маловодная речка Волчья. Вот там и нужно проводить водные контрольные выезды, правда, организация такого мероприятия и там очень сложна. Нужно проверять группы на реке, в пороге, на озере. Программа выезда для организаторов получается очень насыщенной. Тяжело. Практика проведения контрольных выездов для групп, планирующих путешествия второй категории сложности на байдарках позволила нам утвердить следующую программу контрольного выезда, проводимого в мае. В первый день группы приезжают на место соревнований, ставят лагерь, собирают байдарки, спускают их на воду, при необходимости (если это не было сделано с осени) ремонтируют байдарки, тренируются. Первую половину второго дня (или весь второй день) занимают соревнования по технике управления байдарками на текущей воде (слалом). Вечером второго дня или утром третьего дня группы снимают лагерь и с полной выкладкой уходят на длинную гонку. Соревнования могут продолжаться три или четыре дня. На маршруте гонки устанавливаются этапы «обнос», «просмотр течения с берега», «отметка точки стояния» (определение местонахождения по карте) и прочее. Группы, собирающиеся летом в байдарочные походы первой категории сложности, весной смотреть еще рано: в Ленинградской области в мае начинающим туристам на воде холодно. Поэтому контрольный выезд начинающих байдарочников разбивается на две части. Юные туристы-водники участвуют в соревнованиях на двухдневном контрольном туристском маршруте начинающих пешеходников (передвижение под рюкзаками, организация быта) и отдельно в черте города демонстрируют технику сборки-разборки и загрузки-разгрузки байдарок, технику волоков, технику управления байдарками на спокойной воде. Рафтерам и катамаранерам кроме участия в пешеходном маршруте предлагается принять участие в соревнованиях по слалому на рафтах и катамаранах, проводимых для начинающих водников на спокойной воде городской федерацией рафтинга. Подобные мероприятия могут быть организованы для юных туристов, совершающих путешествия на лодках. В программу мероприятий в обязательном порядке должны включаться проведение спасательных работ (в самом простом случае − подбор в лодку упавшего за борт предмета). На контрольных выездах поверять надо комплектность ремнабора и походной аптечки, навыки проведения ремонтных работ и оказания первой помощи. Проблема возникает при проверке навыков ремонтных работ: ремонт − дело долгое, да и неоткуда взять снаряжение, которое нуждается в ремонте. В этом случае этап «ремонт снаряжения» организуется нами следующим образом. Участнику называется характер поломки снаряжения, участник должен достать из ремнабора необходимые инструменты и материалы и рассказать, как он будет их использовать при ремонте. Рассказать − не значит отремонтировать, но такая проверка стоит все-таки больше, чем простая проверка комплектности. Важно, что ни характер поломки снаряжения, ни характер условной травмы туриста заранее участникам не объявляется. Региональной маршрутно-квалификационной комиссией Санкт-Петербурга (Станция юных туристов Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег») проводятся соревнования на пешеходном, лыжном, горном, водном и комбинированном туристском маршруте. На последние соревнования мы приглашаем экспедиционные группы, приглашаем водников, приглашаем группы, проводящие многодневные сборы. Кроме несложной пешеходной программы и отдельных водных этапов (обычно на рафтах) особенно внимательно на этих соревнованиях мы смотрим быт, предлагая группам, планирующим стационарные сборы и экспедиции, представить элементы досуговой программы планируемого мероприятия. В относительно соревновательный режим досуговая программа может вводиться путем проведения конкурсов самодеятельности, конкурсов стенгазет и других «творческих» конкурсов по предложению проверяемых групп. Введение конкурсной программы в общий зачет соревнований приближает наши соревнования к форме слетов, но тут, по крайней мере, понятно, почему проводится конкурсная программа. Подобно всем остальным этапам соревнований, она имеет экспедиционно-походное целеполагание. О СУДЕЙСТВЕ КОНТРОЛЬНЫХ ТУРИСТСКИХ СОРЕВНОВАНИЙ. Судейство контрольных соревнований напоминает судейство спортивных соревнований, насколько, насколько сами контрольные соревнования напоминают спортивные. То есть, не очень напоминает. Трудно сравнивать группы «под протокол» по многим причинам. Во-первых, обратим внимание на комплектование групп. По нормативам в контрольном выезде группы должно участвовать не менее 70% походного состава группы, причем мы настаиваем, чтобы в этот процент в обязательном порядке входили не самые опытные, а наименее опытные участники планируемого путешествия (так называемые «процентники») В поход может собираться от 10 до 15 человек (в экспедицию от 10 до 20). Это приводит к тому, что «команды» на контрольных соревнованиях выступают в неравных составах. По этой причине нами вводятся коэффициенты, позволяющие рассчитать контрольные времена прохождения этапов соревнований для каждой группы отдельно. Контрольное время прохождения технического этапа соревнований (»бревно», «навесная», «бергшрунд» и т.д.) рассчитывается следующим образом. Сначала определяется время, необходимое для организации переправы (по бревну и т.д.), затем определяется время переправы одного участника. Время организации берется равным для всех групп, время переправы коррелирует с количеством членов группы. Группы проходят маршруты в режиме ралли с контрольными временами этапов и контрольным временем всего движения по маршруту. Итоговым результатом является количество штрафных баллов, полученных на всех этапах маршрута. Количество штрафных баллов делится на количество членов группы, таким образом вычисляется средний сравнимый балл. Такой способ подведения итогов дает преимущество группам большого численного состава, потому что баллы, полученные на стадии организации переправ, не зависят от числа участников и по аналогии с контрольными временами должны засчитываться всем группам, не делясь на количество участников. Но такой способ очень усложняет работу «судей этапов», основной задачей которых является не судейство, а наблюдение и подготовка заключений о возможности совершения группами планируемых путешествий. Поэтому участникам предлагается смириться с той системой подведения итогов соревнований, какую выберут судьи, и не слишком сильно пенять на необъективность судейства. Участники мирятся (а что им еще остается?), но понемногу пеняют. У участников контрольных соревнований, привыкших соревноваться «всерьёз», например, в группе дисциплин «дистанция» спортивного туризма, много причин быть недовольными порядком проведения контрольных соревнований. Для контрольных выездов характерно малое количество информации, сообщаемой участникам о содержании контрольного выезда накануне самого выезда. Все, что может случиться в планируемом участниками походе, может быть смоделировано на контрольных соревнованиях. А о том, что может случиться, должны знать сами участники: им идти в поход, а не их проверяющим. Сколько бы ни просил участник (руководитель группы), чтобы ему заранее сообщили все, с чем он и группа столкнутся на контрольных соревнованиях, ему не отвечают конкретно, говорят, что «все скажут на месте», но и на месте тоже не говорят. Если в результате таких разговоров руководитель уходит на контрольный маршрут раздраженным − тем лучше. Это значит, группа будет проходить проверку в условиях стресса, то есть в тех условиях, в которых непременно окажется в ситуации форс-мажора на маршруте похода. Такой подход к информированию участников соревнований кроме проверки готовности группы к форс-мажорным условиям путешествия позволяет проверить, насколько много и хорошо занимались юные туристы туризмом в течение учебного года. Мы исходим из того, что у руководителя и членов детского туристско-краеведческого объединения за год было более двухсот часов занятий туризмом для того, чтобы подготовиться ко всем ситуациям похода заявляемой ими сложности. И если руководитель со своими подопечными эти двести часов занимался чем-то другим, например, соревнованиями по спортивному туризму, по спортивному ориентированию, по пожарно-прикладному многоборью и т.д., то это − проблема руководителя группы, а не членов выпускающей МКК. Пенять в этом случае руководителю группы нужно не на организаторов контрольных соревнований, а на себя самого. «Назвался груздем − полезай в кузов»: содержание занятий в течение года должно соответствовать названию занятий, выбираемому самим педагогом. Туристско-краеведческая направленность дополнительного образования не является ни социально-педагогической, ни физкультурно-спортивной направленностью, хотя элементы занятий туризмом могут содержаться и в социально-педагогических и в физкультурно-спортивных программах. Объективной спортивной оценке действий участников контрольных соревнований мешает и разновозрастный состав групп. Например, в детский поход второй категории сложности по принятым у нас нормативам могут пойти школьники от 13 до 18 лет. Сколько и каких детей будет в каждой группе, участвующей в соревнованиях, зависит от самой группы, но в результате мы в одном протоколе сравниваем результаты разновозрастных групп, в которых процентное содержание старших и младших участников тоже оказывается разным. То, что весь состав экспедиционно-походного объединения обычно не попадает в рамки одной возрастной − юношеской или юниорской − группы по правилам вида спорта «спортивный туризм», уже никого не смущает: все равно соревнования не проводятся по правилам вида спорта. Также не регламентируется и половой состав объединений. Понимание того, что объективная спортивная оценка в таких условиях в принципе невозможна, понижает в руководителях групп градус недовольства судейством контрольных соревнований. В конце концов и педагоги и дети начинают понимать, что они приехали на «соревнования» не столько соревноваться, сколько доказать свое право совершить планируемое путешествие. Если судить по регламентам или положениям о мероприятиях, то программа контрольных соревнований кажется очень простой. Но эта только так кажется. Юные туристы, руководители групп, судьи контрольных соревнований должны знать многие варианты решений предлагаемых на этапах маршрута задач, должны уметь выбрать правильное решение в ситуации, ставшей известной непосредственно на этапе соревнований. Участники не выполняют на этапе «задания по образцу» − они создают этот образец непосредственно на этапе. Судье тоже непросто: он должен на месте понять, что задумали участники, и вмешаться, если реализация задуманного может представлять угрозу для безопасности участников. На наиболее опасных (скальных или порожистых) этапах контрольных соревнований условия их прохождения могут быть известны с вечера (просмотр проводится с вечера), но к моменту выхода на этап участники должны подать тактическую заявку на прохождение этапа. Иначе судья может за секунды не успеть разобраться в том, что придумывали участники в течение ночи, и допустить аварийную ситуацию. Контрольные соревнования подобны олимпийским играм. В них важна не победа, а участие, точнее, сдача контрольного выезда, предполагающая выпуск в поход. Но и выиграть, конечно же, хочется. Поэтому и судьям и участникам важно правильно расставить акценты. Главная задача судей: понаблюдать за группой туристов и определить для себя можно ли группу выпускать в запланированное ею путешествие. Судья − это член МКК, которому предстоит подписать маршрутную книжку. Судья не обязан ориентироваться лишь на «прописанные» объективные критерии допуска. Большое значение в работе члена МКК имеет его субъективная интуиция. Если судья в чем-то сомневается, чувствует что-то не то, но еще не может сформулировать, что же он чувствует, он не обязан никому ничего объяснять. Он просто отказывается подписывать маршрутные документы, а участник в этом случае имеет право на аппеляцию: он имеет право обратиться к другому члену выпускающей МКК. Правда, для этого участник должен иметь запас времени, наличие которого часто зависит от того, насколько заблаговременно участник принес в МКК маршрутные документы. На дистанции контрольных соревнований члены МКК расположены по всему маршруту и по всему лагерю участников соревнований. Группу смотрят многие, их выводы аккумулирует председатель или зампредседателя МКК и далее действует в соответствии с выводами. Группа может быть выпущена на маршрут сразу после контрольных соревнований, группе может быть предложено изменить маршрут в сторону упрощения, причем не в принципе изменить, а изменить конкретные участки маршрута, в способности преодоления которых группа не убедила МКК в ходе контрольных соревнований. Группе может − при наличии времени − быть назначен повторный контрольный выезд. Такое бывает в нескольких случаях, если групп в чем-то не до конца убедила членов выпускающей МКК или если программа соревнований не полностью отразила специфику планируемого путешествия группы. Дополнительные контрольные выезды могут назначаться группам, планирующим путешествия третьей и четвертой категории сложности. Первоначально такие группы могут быть приглашены на контрольные соревнования перед походами второй категории сложности, а специфические навыки группы, необходимые для совершения похода более высокой категории сложности, могут проверяться в следующий раз: на «индивидуально-групповом» контрольном выезде. Детских групп, заявляющих походы третьей и выше категории сложности, обычно очень немного, поэтому метод их проверки может приближаться к методу «один в один». В заключении хочется напомнить о том, о чем говорили вначале. Наиболее оптимальным методом проведения контрольного выезда является метод «одна группа − один член МКК». Если тотальное применение этого метода представляется невозможным, приходится проводить массовые контрольные выезды, придумывать контрольные соревнования. Соревновательность контрольных мероприятий нервирует участников мероприятий и в ракурсе проверки готовности групп к планируемым путешествиям это − хорошо. Помещение объектов проверки в искусственно создаваемую стрессовую ситуацию напоминает условия проведения соревнований по поисково-спасательным работам (комбинированные дистанции вида спорта «спортивный туризм»). Поэтому иногда кажется, что через проведение контрольных соревнований мы снова придём к какому-то спорту. Но так только кажется, потому что если во главу угла будет ставиться проверка готовности группы к совершению путешествия, контрольные соревнования всегда будут оставаться лишь частично соревнованиями. А если во главу угла в этих соревнованиях будет поставлен показываемый группой (в этом случае уже командой) спортивный результат, мы просто зайдем на новый круг создания туристских соревнований, и это будет не спираль развития, а замкнутый круг. А может быть, всё-таки, и спираль. Поживем и увидим КомментарииКомментариев пока нет |