Подольская Н.И. Опыт использования экскурсионного метода для подготовки образовательных занятий на площадке школьного музея
« Назад 05.10.2017 00:00 В данной статье я расскажу о работе нашего школьного музея «Мир растений» в ГБОУ СОШ Российско-Словацкой дружбы №1934 до 2015 года. Мы живём и учимся на юго-востоке столицы, в районе Марьинский парк рядом с новым парком им. 850-летия Москвы на берегу Москва-реки. Музей расположен на четвёртом этаже школы, но мир живой природы в нашей школе не ограничивается стенами музея. Он начинается от входной двери и помогает школьникам и учиться, и отдыхать. Наш удивительный музей – это уголок живой природы в большом городе. Здесь даже воздух отличается от воздуха школьных коридоров и классов. Во время экскурсий по музею мы стараемся показать, насколько богат и разнообразен растительный мир нашей планеты; рассказываем, что каждое растение приспособлено к природным условиям своей родины и требует индивидуального ухода при комнатном содержании, что даже внешний вид растения может рассказать очень многое о его жизни. Несколько слов о музее. Наша коллекция собиралась много лет. Ухаживали за растениями учащиеся объединений дополнительного образования эколого-биологической направленности. С 2010 года коллекция приобрела статус школьного музея с сертификатом департамента образования города Москвы. Музей занесён в интерактивную карту школьных музеев Москвы, и каждый может посетить виртуальную экскурсию. Музейную работу и уход за растениями осуществляют школьники – активисты музея. В музее содержится около 500 живых экземпляров 115 видов растений. Каждое из собранных здесь растений имеет родину в природе нашей планеты, и у каждого разные условия обитания. А здесь мы собрали всех в одном месте. Значит, чтобы все наши экспонаты чувствовали себя хорошо, росли и не болели, мы должны знать всё о природных условиях у них на родине и правильным уходом обеспечивать им эти условия. Кроме изучения и содержания растений мы обязаны вести специфическую музейную работу: учёт и инвентаризация экспонатов, экскурсионную и просветительскую деятельность и многое другое. Всё это мы выполняем в виде проектных и исследовательских работ. Так, оформление и изготовление инвентарных номеров и карточек требует поиска и систематизации сведений о каждом растении. Накопившиеся материалы собраны в электронном и печатном каталогах. Например, собранный материал о разных сортах бегонии мы оформили в работу «Адаптация растений к условиям недостаточной освещённости». Приведем несколько примеров. Бегонии - небольшие растения с красивыми листьями разной формы и окраски – жители влажных тропических лесов всех континентов. Там не очень светло и очень влажно. Чтобы получить нужное количество света, у бегоний появились красноватые пятна на листьях – они помогают усваивать не только дневной, видимый нами свет, но и его тепловую, инфракрасную часть. Если дома поставить бегонию под прямые солнечные лучи, растение будет болеть из-за избытка света. Ещё одно интересное явление – волоски на листьях и стеблях и сморщенные листья. Это увеличивает поверхность растения, которая может испарять влагу – на родине бегоний её обычно больше, чем нужно растению для жизни. Есть ещё несколько видов растений, которые по-другому приспособились к недостатку света. Они создали внутри зелёных листьев клетки, полностью заполненные воздухом. Это выглядит как белые пятна на листьях диффенбахии, аглаонемы, шеффлеры или полоски на листьях хлорофитума, фиттонии, некоторых видов драцен. Они действуют как линзы, которые собирают вместе рассеянный солнечный свет. Наверное, нет ни одного мальчика, который бы не пробовал с помощью лупы получить на бумажной поверхности яркую горячую светящуюся точку. Похожее явление происходит и в листьях, но они, конечно же, не загораются. Мы разработали проект «Монстера», который стал материалом для проведения экскурсии. Монстера - удивительный обитатель влажных полутёмных лесов. Её огромные листья украшены причудливым, часто устрашающим узором из отверстий разной формы и размера, благодаря которым растение и получило своё название. Отверстия позволяют свету освещать даже самые нижние листья. Монстера – лиана. Это значит, что для опоры она использует другие деревья. Её семена заносятся птицами высоко в кроны деревьев и там, на влажной коре, в окружении мхов, прорастают. Молодой росток выпускает вниз воздушные корни, они впитывают влагу с питательными веществами прямо из воздуха, а когда достигают земли – укореняются в грунте. Втрое слово в названии - деликатесная – монстера получила за изысканный вкус плодов. Благодаря работе музейного актива и учащихся объединений дополнительного образования у нас собран богатый материал для проведения экскурсий и игровых познавательных занятий. Например, игры «Они такие разные» или «О чём расскажет название». Вот крохотное растение с мягкими стелющимися ветвями и листьями меньше ногтя и рядом - гигант с огромными жёсткими кожистыми листьями необычной формы. Первое - фикус крохотный, а второе - фикус лировидный. Его листья по форме и впрямь напоминают музыкальный инструмент - лиру. Задаем вопрос учащимся: какие фикусы ещё известны? Рассказываем о распространённых сейчас фикусах Бенджамина и Бартери и очень популярном в середине прошлого столетия фикусе каучуконосном. Даже знакомый всем инжир тоже принадлежит к семейству фикусов. Обращаем внимание ребят на осторожное обращение с данным растением: все фикусы на изломе листьев выделяют белую жидкость – «молочко». Если она случайно попадет на руки, то следует немедленно вымыть их с мылом, т.к. это «молочко» может вызывать аллергию на коже и воспаление слизистых оболочек: в носу, в глазах, на языке. Для более близкого знакомства с семейством фикусов предлагаем весёлую загадку: «Какие плоды вкуснее: инжир, смоквы или фиги?» А вы знаете ответ? «О чём расскажет название?». На стол ставим четыре растения и четыре таблички с названиями. Задание: по внешнему виду подобрать правильное название для каждого из растений и дать характеристику его внешнего вида. Один из примеров: хамедорея изящная, рео пёстрое, адиантум (Венерин волос), циссус ромболистный. В каждом из этих названий присутствует слово, дающее частичное описание внешнего вида растения. Как в природе, так и в нашем музее соседствуют самые разные по внешнему виду и требованиям к факторам роста организмы. Рядом с гигантским фикусом хорошо себя чувствует маленькое компактное растение с розеткой округлых пушистых листьев и огромным разнообразием форм и окрасок цветков. У него есть два названия, как и у многих комнатных растений: ботаническое и другое, более знакомое из повседневной жизни: сенполия и узамбарская фиалка. Наверное, ни одно растение так широко не селекционируется (не имеет так много сортов) и не собирает так много поклонников.Название сенполия отражает историю открытия растения европейцами. Цветок был найден немцем бароном В. фон Сент-Паулером в Узамбарских горах Эфиопского нагорья в Африке и привезён в Европу. Кто ухаживает дома за сенполией, тот знает, что растению нужен очень маленький цветочный горшок. Если пересадить цветок в более просторный горшок, он заболеет и перестанет цвести, а затем и расти на некоторое время. Объясняем – почему. Ответ заключается в образе жизни сенполии на родине, высоко в горах. Её семена попадают в узкие трещины в скалах, молодые ростки закрепляются там корнями и расширяют трещину. Аналогом трещины в комнатных условиях служит маленький цветочный горшок, в котором корни находятся в сжатом состоянии. Представляю ещё одну проектную работу активистов музея: «Пальмы». Одно из самых красивых растений - хамедорея изящная. Школьники-экскурсоводы рассказывают всё, что они знают о разных видах пальм. В природе эти растения обычно очень большие, но, тем не менее, это не деревья. По строению они больше похожи на травянистые растения. Самая известная и интересная из них - это финиковая пальма. Все вы ели финики. Внутри каждого плода есть косточка. Вот из них мы и вырастили несколько наших пальм. Обращаться с растением нужно осторожно: кончики перьев на листьях - острые, ими можно пораниться. Кроме того, между перьями на листовом черешке есть жёсткие шипы. Часто при комнатном содержании концы листьев пальмы становятся сухими. Это бывает потому, что в комнатах воздух очень сухой, растения не могут приспособиться к таким условиям и болеют. Несмотря на то, что финиковая пальма - растение полупустынь и пустынь, даже для неё в помещении недостаточная влажность воздуха. Одно из мест распространения финиковых пальм в природе - это оазисы пустыни Сахара в Африке. Там они играют огромную роль в жизни местного населения. Их плоды являются пищей, из жёстких волокон листьев делают ткани, в их тени в некоторых местах выращивают фруктовые деревья. Арабы говорят так о финиковой пальме: «Царица оазиса купает свои ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей». Следовательно, как мы должны содержать дома финиковую пальму? Поместить её в как можно более светлое место, под прямые солнечные лучи, и следить, чтобы в поддоне всегда было влажно. В заключение предлагается интересная игра: пальма или не пальма? Мы выяснили, что в быту многие называют пальмами растения других систематических групп, внешне похожие на пальмы. На примере растений – экспонатов музея мы проводим такую обучающую игру. Обычно дети доносят полученную информацию до родителей. А часто и родители школьников участвуют в наших мероприятиях. Школьники – активисты музея успешно справляются с обязанностями экскурсоводов. Все работы, о которых я говорила выше, являются подготовкой к выступлению перед экскурсантами. Необходимо отметить, что на экскурсии приходят и учащиеся других школ. Кроме того, все юннаты помогают в проведении игровых минуток на экскурсиях и школьных мероприятиях и занятиях с младшими школьниками. Одна из таких игр предлагается в конце каждой экскурсии: «Найди растение». Одновременно участвовать в ней могут только пять человек, остальные будут зрителями и болельщиками. Выберите себе любую карточку-визитку на растение и найдите его в нашей экспозиции. Каждое найденное растение мы назовём вслух и покажем всем зрителям и болельщикам. Кто первым справится с заданием, получит звание самого наблюдательного исследователя. Ещё одно направление работы школьного музея – организация и проведение школьных мероприятий. Таким большим школьным праздником является ежегодный «День рождения музея». В нём участвуют все школьники от 1 до 6 класса. Активисты музея семи- и восьмиклассники готовят задания для младших. Тематика праздника каждый год разная: «Комнатные растения», «Зелёные острова Москвы», «Зелёная аптека». Игровые и конкурсные задания подготовлены с учётом возраста участников. Результатом занятий юных любителей природы стали участие и победы в конкурсах, выступления на конференциях. Это «Юные таланты Московии», «Бережём планету вместе», «Музейная суббота», «Природа России» и другие. Обязательной частью деятельности нашего музея является проведение экскурсий на ближайших островках живой природы нашего города – в школьном дворе и ближайшем парке, участие в массовых экологических проектах. Например: в Международных днях учёта птиц. Они сопровождаются натуралистической экскурсией в парке Кузьминки. В этих мероприятиях вместе с детьми всегда участвуют родители. Так сложилось, что у нас каждый находил себе занятие по душе, и музей был полон не только на занятиях и экскурсиях, но и на всех переменах. И ещё одна область нашей музейной деятельности – это работы на школьном учебно-опытном участке. Выращиванием культурных растений мы занимаемся почти круглый год – от высевания и выращивания рассады в феврале до сбора семян в октябре. На участке - модели естественного растительного сообщества Подмосковья проложена экологическая мини-тропа. Мы выращиваем около девяноста видов дикорастущих растений, в том числе лекарственных, и наблюдаем за ними в течение всего тёплого времени года. Второй год мы участвуем во Всероссийском проекте «Фенологические наблюдения за растениями», который курирует экоцентр «Воробъёвы горы». Несколько лет по итогам работ на участке - модели естественного ландшафта мы были победителями конкурса реализованных проектов экоцентра «Заповедники». Юннаты проводят экскурсии по участку для всех желающих. За нашими работами наблюдают родители всех школьников. Жители соседних домов приходят в школьный двор, чтобы полюбоваться ландшафтными композициями с ранней весны до поздней осени. Детям очень важно чувствовать себя причастными к созданию такого «своего, родного» уголка живой природы, быть ответственным за его существование и сохранность. Наблюдения за всеми компонентами живой и неживой природы в комплексе, которые можно проводить на наших участках, помогают детям понять закономерности образования и функционирования природных сообществ, осознать огромное значение экосистем для города и для природы вообще. Нет сомнений, что заложенный в таком раннем возрасте познавательный и исследовательский интерес к природе способствует повышению мотивации дальнейшего изучения эколого-биологических дисциплин, что является необходимым для участия будущего гражданина в решении важнейших задач общества: охраны исчезающих видов, спасения живой природы от разрушения, восстановления природных сообществ, устойчивого природопользования. Но время идёт и предъявляет к нам новые требования. В результате нескольких реорганизаций (объединений) школа стала одним из многих структурных подразделений Многопрофильного комплекса Братиславский № 1357 со сменой администрации. Это привело ко многим изменениям. Кажется, что в погоне за «рейтинговыми» баллами и грантами в школе забыли про детей. Сначала мы лишились возможности заниматься на школьном участке и сократили работу музея вдвое. Это привело к ухудшению состояния наших живых экспонатов. А затем, накануне года экологии музей был закрыт, сотни живых комнатных растений выброшены в мусорный контейнер (буквально). Школьники лишились возможности заниматься любимым делом, а мы – возможности дополнять экологическое образование воспитанием и просвещением. Весь прошлый учебный год огромное светлое помещение не использовалось. Если наш опыт работы Вам интересен, вы можете использовать его в своей профессиональной деятельности. Желаю успеха! Такой была наша работа с детьми до смены руководства школы. Новому руководству этот вид дополнительных занятий по развитию знаний школьников в данном направлении стал не нужен, и деятельность прекратилась. Не буду давать оценку такому решению, но можно сказать только — дети лишились возможности изучать растения в доступной для них форме, соответственно, в них уже не будет воспитываться чувство любви и доброго отношения к природе. Увы, увы.Сейчас уже нет директора школы, но уже нет и школьного музея "Мир растений". Но если мой опыт работы с детьми будет интересен, то это можно использовать в своей работе. И пожелать, чтобы руководство Вашего образовательного учреждения с пониманием отнеслось к вопросу экологического воспитания детей КомментарииКомментариев пока нет |