Главная / ВСЕ СТАТЬИ / Педагогическое наследие / Мысли о воспитании внуков. Из Инструкции Екатерины II князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию Великих князей

Мысли о воспитании внуков. Из Инструкции Екатерины II князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию Великих князей

« Назад

01.01.2016 00:00

Екатерина II принимала непосредственное участие в воспитании своих внуков. Свои взгляды на то, как должно воспитывать Великих Князей, она изложила в Инструкции, данной князю Н.И.Салтыкову, виднейшему царедворцу своего времени, и официальному воспитателю Александра и Константина.

В «Наказе» депутатам, которые должны были разработать для России новое уложение, то есть свод законов, императрица писала, что «правила воспитания суть первые основания, подготавливающие нас быть гражданами». При этом «гражданин» непременно отождествлялся с «человеком добродетельным», у которого с ранних лет нужно «утверждать сердце в похвальных склонностях». Соглашаясь с французскими просветителями в том, что воспитание сугубо зависит от среды, она для «исправлениия сердца и нравов народа хотела создать новую породу людей в искусственных питомниках, открыв в России сеть закрытых школ. В этих школах оторванные от «пагубного влияния семьи должны были учиться дети — будущие родители нового поколения. Екатерина верила, что «когда добродетель и добронравие вкоренятся в душах детей, все прочее приидет ко времени». Мысль эта главенствует и в педагогической инструкции, данной ею князю Н.И.Салтыкову при назначении к воспитанию Великих Князей — Александра и Константина.

Екатерина II с внуками poslednjajasluchajnostxnarusskomprestole-2

Примечательно и то, что императрица не ограничилась составлением «Инструкции» относительно того, как и чему следует учить и воспитывать внуков. Она также отобрала 126 русских пословиц, написала две сказки - «Сказку о Царевиче Хлоре» и «Сказку о царевиче Февее». Сказки эти не столько художественные, сколько правильные. Вот, например, что говорит умненький Февей своим приближенным: «Не дайте душе моей возгордиться никогда, и для того ежедневно, как пробуждаюсь от сна ночного, скажите мне речь сию: «Февей, вставай с одра и помни во весь день, что ты еси человек такой же, как и мы».

В инструкциии сохранена стилистика и орфография оригинала. Вот выдержки из данного исператрицей наставлений по воспитанию своих внуков.

А. НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ЗДРАВИЯ И СОХРАНЕНИЯ ОНОГО

Об одежде. Да будет одежда Их Высочеств летом и зимою не слишком теплая, не тяжелая, не перевязанная, не гнетущая наипаче грудь.

Чтобы платье их было как возможно проще и легче.

О пище. Пища и питие да будут простыми и просто заготовленными, без пряных зелий или таких корней, кои кровь горячат, и без многой соли.

Буде кушать захотят между обеда и ужина, давать им кусок хлеба.

Запрещается им давать виа инако, как разве по докторскому предписанию.

Летом вместо завтрака и между обеда и ужина давать можно вишен, земляники, смородины, яблок и груш спелых. Чтоб не кушали, когда сыты, и не пили, не имея жажды; чтоб не пили холодного вспотевши или кодга разгорячены и вспотевши не пили инако, как скушав наперед кусок хлеба.

О воздухе. Что в покоях Их высочеств летом и зимою по крайней мере дважды в день переменен был воздух открытием окон воздушных.

Чтоб как можно Их Высочества летом и зимою чаще были на вольном воздухе, когда сие не может вредить их здоровью.

Зимою колико возможно реже быть возле огня и чтобы зимою покои Их Высочеств не были теплее натоплены, как от 13 до 14 градусов по термометру Реомюра (16-17 градусов по Цельсию — Ред.).

Чтобы летом играли на свежем воздухе, на солнце, на ветру. На огар лица и рук от солнца не смотреть.

О постели и сне. Чтобы Их Высочества спали не мягко, но на тюфяках, как привыкли, а отнюдь не на перинах, и чтоб одеяла их были легкие, летом простые ситцевые, подшитые простыню, зимою стеганные.

Спать им, чтоб ночью голова не была покрыта или закутана, колико захотят: понеже сон детям здоров, но как вставать детям рано здорово же и для того пованивать Их Высочеств ложиться рано.

За семь лет от осями до девяти часов сна, кажется, довольно может быть.

О детских забавах и веселости нрава. Веселость нрава Их Высочеств ни унимать, ни уменьшать не должно; напротив этого поощрять их нужно ко всякому движению и игре, лету и полу их сходственным: ибо движение дает телу и уму силы и здоровье.

Дав детям в игре совершенную свободу, скорее узнать можно нравы и склонности их.

Не оставлять Их Высочеств никогда в праздности. Буде не играют и не учатся, тогда начинать с ними какой ни есть разговор, сходственный их летам и понятию, чрез который получали бы умножение знания.

Дети любят быть упражнены, они же любопытны. Всякое приобретение знания им приятно тогда, когда оное получают без принуждения: следовательно, не принуждая наставить можно, а принужденно их учить не должно и нездорово.

О болезни и лекарствах. Колико возможно реже приступать к употреблению им лекарства и отнюдь не давать им лекарства аки ради осторожности, и будто для упреждения болезни тогда, когда здоровы; словом, не давать им лекарства без крайней нужды (…)

Когда дети больны, надлежит их поваживать преодолевать более болезни терпением, сном и воздержанием от излишней по обстоятельствам или вредной пищи...

Помощь в подобных нуждах надобна; но когда здоровье детей от того вреда не потерпит, то помощь им подать без торопливости во всяком случае.

 Б.НАСТАВЛЕНИЕ КАСАТЕЛЬНО ПРОДОЛЖЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЯ УМОНАКЛОНЕНИЯ К ДОБРУ

Никакое наказание обыкновенно детям полезно быть не может, буде не соединено со стыдом, что учинили дурно; кольми паче таким детям, в душах коих стыд к дурному вселен от младенчества, и для того предписывается: твердить воспитанникам и давать им чувствовать при всяком удобном случае, что те, кои прилежанием и радением исполняют от них требуемое, у всех людей выигрывают любовь и хвалу; а за неприлежание и нерадение воспоследует презрение, нелюбовь и никто их не похвалит.

При всех случаях вселять и напоминать Их Высочествам правила человеколюбия и благоговения ко всякой твари и поощрять их к тому похвалою за те качества, в людях приобретаемою.

Когда в чем который повинится и осуждён будет, тогда никто да не дерзнет хвалить, донеже провинившийся не будет просить прощения и не увидят, что старается поправить свое поведение; к прощению же не надлежит приступать вдруг.

Приставникам не делать при воспитанниках того, чего не желают, чтоб дети переняли, и вовсе отдалить от зрения и слуха Их Высочеств дурные и порочные примеры.

Буде окажут несправедливость или обман, тогда лишить их принадлежащего, дабы почувствовали, какова несправедливость.........

 В. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ДОБРОДЕТЕЛЕЙ И ТОГО, ЧТО ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ.

Приготовляя здравие тела, ака временное жилище души, надлежит приступить и к основанию добродетелей, полезных душе от самого младенчества; следствия этого постираться будут на времена настоящие и будущие. Первая добродетель по христианской должности есть истинное познание Бога, Творца видимого и невидимого, от которого зависит наше благополучие и от человеколюбия которого получается все благое, и которому достодолжную любовь и почтение приносить подобает, как совершеннейшему существу делами и молитвою...

Когда о законе речь идет, тогда не инако отзываться при детях, как с достодолжным почтением.

О хотении. Телесная сила оказывается в преодолении какого ни есть труда и затруднения; душевная же крепость оказывается в преодолении собственных хотений и подчинения хотений здравому рассудку, и для того от младенчества надлежит хотение детей подчинить здравому рассудку и справедливости дабы от младости поважены были повиноваться совету здравого рассудка и справедливости прежде еще, нежели ум созреет.

Буде Их Высочества чего пожелают, что им самим или другим вредно быть может, или чего дать не должно или не можно; в том им отказывать и отнюдь не давать и не дозволять.

Буде чего просить со слезами, или с упрямством, или упорно, то запрещается им давать, а притом сказывать надлежит, что не дается для того, что упорно, или со слезами, или с упрямством просят.

О послушании. Поваживать воспитанников к непрекословному послушанию Нам и Императорской Нашей власти. Да будет то, что Бабушка приказала, непрекословно исполнено, что запретила, того отнюдь не делать, и чтоб им казалось столько же трудно то нарушить, как переменить погоду по их хотению...

Кто с младенчества не поважен повиноваться приказанию и совету родителей и приставников, тот, созрев, не в состоянии будет слушать совета здравого рассудка и справедливости.

Чего дети повелительным голосом требовать будут, того не давать; но поваживать воспитанников просить того, чего желают, благодарить за то, что получили.

Об упрямстве. Кто не слушается, тот болен, следовательно лишен выгод здорового. Его содержать аки больного, и болезнь его не кончится инако, как с возвращением здравого рассудка, т. е. С послушанием и покорностию и когда надежда видится, что умнее быть хочет.

Что запрещать и до чего не допускать. Запрещать и не допускать до того, чтоб Их Высочества учинили вред себе или жизнь имеющему; следовательно бить или бранить при них не надлежит и их не допускать, чтоб били, щипали, или бранили человека, или тварь или какой вред или боль причиняли.

Не допускать их Высочеств до того, чтоб мучили или убивали невинных животных, как-то: птиц, бабочек, мух, собак, кошек или иное подобное, или портили что умышленно; но поваживать их, чтоб попечение имели о принадлежащей им собаке, птице, белке или ином животном и оным доставляли выгоды свои, и даже до цветов в горшках, поливая оные. Буде что им принадлежащее оставят без попечения или призрения, то оное отобрать от них, ибо все в свете требует попечения.

Ложь и обман запрещать.

Ложь и обман запрещать как детям самим, так и окружающим их, даже и в шутках не употреблять; но отвращать их от лжи. Буде кто из воспитанников или при них кто солжет, то представить ему, что лгать есть дело стыдное и бесчестное, влекущее за собою презрение и недоверие всех людей. Буде кто из них солжет, то первый раз о том удивление, как о поступке странном и неприличном. Буде же паки найден будет во лжи, то чинить ему выговор и смотреть на него и обходиться с нм холодно и с презрением всем тем, кои об этом знают. Буде, паче чаяния, не уймется, то почесть ложь за упрямство; упрямство же влечет за собою наказание, которое совокуплено быть имеет со стыдом и с опасением поношения.

О худых и порочных примерах. Отдалять от глаз и ушей Их Высочеств все худые и порочные примеры. Чтоб никто при детях не говорил грубых, непристойных и бранных слов и не сердился.

Отдалять от воспитанников всякие разговоры, рассказы и слухи, умаляющие любовь к добру и добродетели или умножающие пороки.

О смелости и пустом страхе в опасении. Пороки вообще уменьшают смелость и храбрость; добродетели же умножают твердость духа и укрепляют рассудок, истинную его смелость и храбрость.

Истинная смелость состоит в том, чтоб пребывать в том, что долг человеку предписывает....

Е. НАСТАВЛЕНИЯ КАСАТЕЛЬНО ЗНАНИЯ И ТОГО, ЧТО ПОТОМУ ОТ ДЕТЕЙ ТРЕБУЕТСЯ 

Буде неприлежно пишут, читают или иному учатся, тогда отобрать на тот час перья, чернила, бумагу, книги и прочее; то сами уже просить будут, чтоб возвратили.

Когда учиться будут непринужденно, добровольно, тогда такожде охотно учиться будут, как играть. Не принуждая Их Высочеств к учению, сами просить будут и приходить к учению, как к игрушкам.

Когда к какому учению, в которое время или часы охоты не имеют, тогда Их Высочеств не принуждать; но прилежно избирать другой час или время, когда охоту к тому иметь будут.

При всяком учении не держать детей более получаса сряду и кончить всегда прежде, нежели они станут скучать. К учению не принуждать детей и за учение не бранить. Буде учатся хорошо своею охотою, тогда похвалить.

Детям трудно иметь прилежание.

Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге наткать.

Не столько учить детей, колико им нужно дать охоту, желание и любовь к знанию, дабы сами искали умножить своё знание....

Любопытство детей в знании удовольствовать надобно и для того, выслушивая терпеливо их вопросы, ответствовать им ясно, точно и кратко с тишиною.

Прочих знаний основания в досужие часы Их Высочествам показывать можно, буде охоту окажут, дозволяя им избрать их по вкусу, к которому более прилежания употребить желают, и тогда для оного избрать человека знающего.

Привлекать любопытство детей к учению ласкою, а не принуждением; учение их первое читать, писать, рисовать, арифметике; продолжать нехудо учиться и писать под титлами, или abreviafion. За сим:

География, начав с России, астрономия, хронология, математика.

Искусство учителей будет состоять в том, чтоб всякую науку и изучение облегчить ученикам колико возможно.

Виршам и музыке учить не для чего, тем и другим много времени теряется, дабы постигнуть искусства.

Запрещается принуждать детей твердить много наизусть. Сие памяти не подкрепляет; ибо добрая память от доброго сложения, а не от иного чего происходит. Наизусть вытвердить разве выбранные краткие правила из писателей, кои служить могут детям для украшения ума и основанием в поведении.

На каждом языке для чтения избрать книги писаные лучшие, и из них выбрать то, что детям читать или пред ними читать...

Всеобщая история, древность, мифология, география, генеалогия, о России и её производствах, торговля и прочее, также физика и история художеств, которая воспитанников водила бы от легкого до искуснейшего, доказав опытами.

Русское письмо и язык надлежит стараться, чтобы знали как можно лучше.

Из древней истории примеры добродетельные, так же причины приращений, уменьшений и падений государств и народов выбрать можно с помощью чтения, краткое известие о всяком государстве: 1-е о его начале, 2- е о знатных происшествиях, 3-е о важнейших и похвальных делах государей, 4-е о несчастии последствий порочных дел, 5-е наследственное или нет, 6-е ограничена ли власть государя, 7-е как правится, 8-е и какими местами, 9-е о военной силе сухопутной и морской и в чём примечательна, 10-е о многолюдстве, 11-е о доходах, богатствах, торговле, естественном положении, имеет ли все выгоды природные, либо получает оные из других стран, 12-е о законе каждой земли, 13-е какие намерения иметь могут в рассуждении своих соседов.

Учителям наставления свои давать Их Высочествам при наставниках, чтоб свободное время употреблено было на забавы, приличные возрасту Их Высочеств, и в движении содержаны были; несколько же часов дня совершенно оставить на собственную их волю, как сами захотят оные употребить.

Склонность каждого человека почти влечет его к какому ни есть делу или ремеслу.

Буде Их Высочества окажут охоту точить или к иному рукоделию или ремеслу, то от оного их не отвращать, чрез что от праздности отвращены будут и время займется, питая в Их Высочествах добрую волю, свободность духа, весёлость нрава и прилежание.

 *** 

Поваживать — приучать кого-либо к чему-либо, делать привычным для кого-либо, научить чему-либо

призрение — заботиться, опекать неимущих и больных

попечение — покровительство, забота

поношение — оскорбление. Позор, бесчестье

почесть - Официальное выражение признания чьих-нибудь больших заслуг, уважения

Вирши - виршей, ед. нет (от польск. wiersz - стих). 1. Силлабические стихи, распространившиеся в русской и украинской литературе 17 века под влиянием польской системы стихосложения (лит.). 2. Плохие стихи бездарного или неумелого сочинителя (разг. пренебр.).



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий: